Лекция 7. Два Богословия. Часть 2. Экономические Философии и Системы. Р.Ч. Спрол мл.
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего


Мы начали с того, что понимание Бога даёт нам понимание человека. Оттуда мы перешли к политическим философиям и политическим системам. Теперь пришло время уделить внимание экономическим философиям и системам. И прежде чем мы начнём, я хочу отметить один основополагающий принцип. Мы собираемся углубиться в в сложные вопросы и чтобы не запутаться нам нужна путеводная звезда. Нам нужно сосредоточиться на вопросе: как лучше всего помочь человеку быть истинным служителем Бога, быть настоящим управляющим дарами Его творения, и соответствовать Его закону? Дело в том, что идея служения Богу должна пронизывать все наши экономические решения. Каждый человек осознанно или неосознанно трудится на благо «Города Бога» или на благо «Города человека». Мы все строители. Только «семя женщины» трудиться для Божьей славы, а «семя змея» для славы Змея. И это, естественно влияет на создание экономической системы.

 

При этом нельзя забывать, что мы — христиане, будучи «семенем женщины», всё равно остаёмся грешниками. Именно из-за этого мы никогда не сможем построить идеальную экономическую систему. Наши творения будут нести на себе печать греха. Но, с другой стороны, этот мир принадлежит Богу, поэтому у нас не получиться система, где всё настолько плохо, насколько это только может быть. Вместо этого мы всегда будем участвовать в борьбе между этими двумя противоположностями. Всегда будут силы, которые будут стремиться либо в сторону большей свободы, либо в сторону большего контроля. То есть, если общество принимает Божий план, Божий замысел, то это приведёт его к большему процветанию, к большей свободе. Также справедливо и обратное, если государство будет стремиться контролировать экономику, то это приведёт к экономическим проблемам и бедности.

 

Две враждующие экономические философии.

 

За каждой экономической системой скрывается определённые философские идеи. И сейчас мы кратко сравним христианскую систему и атеистическую систему. И начнём мы с вопроса о собственности. В христианской системе собственность принадлежит отдельным людям. То есть каждый человек является собственником. В атеистической системе собственником является правительство, государство или общество. То есть небольшая группа людей контролирует то, чем пользуется большое количество людей. Каковы же последствия владения чем-либо? Для начала надо отметить, что собственность начинается с контроля. И вопрос не только в том, кому что-то принадлежит, а в том, кто это контролирует. В христианской системе контроль осуществляется собственником. Об этом хорошо написано в Книге Деяний. Анания и Сапфира продали свою собственность, чтобы пожертвовать эти деньги в церковь, но Пётр обличил их в том, что они принесли не всё, что заявили и осудил их за ложь Святому Духу. Во время вынесения приговора он подтвердил им, что они имели полное право делать со своей собственностью всё, что им заблагорассудиться. В атеистической же системе, государство не только владеет всем, но и всё контролирует.

 

Следующий важный момент — это труд. Как мы решаем, что мы хотим делать? В христианской системе мы владеем своим трудом, мы можем делать то, что считаем нужным. Я могу стать доктором, адвокатом, поэтом, я могу делать то, к чему у меня есть дарование. А в атеистической системе всё это решает государство. Я хочу быть атлетом, но государство посылает меня работать на поля. Я хочу быть фермером, а меня отправляют на завод. Причём в большинстве случаев такие решения принимаются коллективно.

 

И, наконец, частная собственность касается вопроса о свободной торговле. Если у меня, у вас или у наших соседей есть какая-то собственность, то мы можем свободно торговать друг с другом, чтобы получать то, что нам нужно или то, что мы хотим. В атеистической же системе государство контролирует и ограничивает нашу возможность торговать друг с другом.

 

Итак, если мы посмотрим на это всё вместе взятое, то увидим чёткую закономерность. В христианской системе отдельные люди владеют вещами, контролируют их, преследуют свои цели и могут свободно торговать друг с другом, а в атеистической системе всё это делает государство.

 

А чего, собственно говоря, мы хотим? Мы хотим быть свободными, чтобы делать то, к чему нас призвал Бог: управлять тем, что Он нам поручил. И мы хотим, чтобы государство защищало эту свободу, защищало наше право на собственность, а не попирало его и отнимало всё в свою пользу.

 

Спектр экономических систем.

 

Все экономические системы, которые сейчас действуют в реальности, можно разместить на некой шкале. С одной стороны этой шкалы свободная рыночная экономика. В ней действуют законы по защите частой собственности. Лучшими примерами таких экономик могут послужить США и Великобритания 19в. При движении по этой шкале в сторону увеличения контроля за экономикой мы попадаем в зону так называемых контролируемых экономик. В них государства пытаются контролировать цены на товары и услуги, контролировать зарплаты, контролировать производство. Примером этого типа экономики могут послужить почти все современные страны, включая США. И в самом крайнем положении этой шкалы находятся страны с экстремально большим вмешательством государства не только в экономику, но и во все сферы жизни людей - это страны с социалистическим типом экономики. В них частную собственность и свободный рынок просто не признают. Примерами такой экономической системы являются СССР, Коммунистический Китай, Северная Корея и Куба.

 

Где ваша страна находится на этой шкале определяется одним вопросом, который надо задать к четырём разным сферам экономики.

 

Кто решает что производить? Кто решает как производить? Кто решает кто будет это делать? Кто решает для кого это делается?

 

Свободный рынок отвечает на эти вопросы одинаково — все решения принимаются отдельными людьми. Они сами решают, что им производить. Решают, как организовать свои предприятия и кого в них вовлечь. Государство обеспечивает защиту собственности и защиту права заниматься любым делом. А также право людей производить и потреблять то, что они хотят. Цены определяются рынком. Да и сами деньги — это дело рынка, а не государства. Людям не нужно получать разрешение от государства для создания своего дела.

 

Конечно же мы можем дальше перейти к рассмотрению контролируемой экономики, но мы на время оставим этот вопрос и перейдем напрямую к рассмотрению другой крайней точки спектра, чтобы лучше понять разницу между свободной экономикой и тотальным контролем. Давайте рассмотрим социалистическую или полностью контролируемую экономическую систему. В этой системе все эти вопросы имеют один ответ — государство. Или то, что там называют коллективом. Но если мы будем честны, то всё это решается несколькими людьми, отвечающими за планирование. В конечном счёте там нет настоящей частной собственности. Вся собственность контролируется небольшим количеством людей. В такой системе слово «призвание» теряет свой смысл. Человек делает не то, к чему лучше приспособлен, а то, что считает нужным правящая партия. Точно так же они решают, что производить и для кого производить, как распределять деньги и какие создавать предприятия.

 

Управляющее меньшинство любит представлять всё это как продукт коллективного договора. Как будто бы вся нация принимает эти решения. Но на самом деле вся нация находится под контролем нескольких управляющих людей. Кто же является главным вдохновителем подобной экономической модели? Это известный всем Карл Маркс. Кроме него эти идеи были постепенно популяризированы в массах британским сообществом Фабиан.

 

Исторически можно выделить два вида социализма: Коммунистический и Националистический (фашистский). Главными представителями коммунизма можно назвать СССР, Китай, Северную Корею и Кубу. Националистический социализм — это Германия во времена Первой и Второй Мировой Войны, а также Италия при Муссолини. Есть также и два пути прихода социалистов к власти в стране. Революционный путь, который свергает действующую власть и в кратчайшие сроки переводит страну от свободного рынка к командному управлению. И ступенчатый подход, когда государство постепенно (иногда в течении поколений) забирает всё в свои руки. В итоге получается то, что можно назвать разными терминами: тоталитарная власть, марксизм, коллективизм или просто социализм. В общем эти системы характеризуются тем, что экономическая жизнь в стране контролируется небольшой группой людей.

 

Социализм по своей природе противоположен христианству и склонен к атеизму. И те, кто активно продвигают его, хорошо понимают это. Ещё Ленин говорил, что атеизм является обязательной частью марксизма, и что с религией надо бороться. Джордж Бернард Шоу, выдающийся деятель британского социалистического движения Фабиан, сказал: «Я Бог, в том смысле, что я тружусь для блага вселенной, для блага всех людей, для блага всего мира, а не пытаюсь достичь моих собственных целей».

 

Итак, мы посмотрели на крайние точи спектра экономических систем. Давайте теперь рассмотрим то, что находится посередине — контролируемую экономику. Здесь мы видим рыночную экономику, которая на самом деле не является свободной. То есть экономика такой страны может подвергаться воздействию со стороны тех, кто обладает в этой стране властью для защиты своих интересов. Такую систему можно назвать постепенным социализмом или эволюционным социализмом. Это происходит из-за того, что мы все склоняемся к мысли, что не смотря на то, что свободный рынок — это хорошо, его всё равно надо немного регулировать, чтобы обеспечить максимальную производительность и защитить отдельных людей. Но это просто неправда. Правда заключается в том, что нам нужно правительство, чтобы защищать нас от воровства и мошенничества. Но нам не нужно, чтобы государство управляло экономикой.

 

Мы поняли, что человек так устроен, что наибольшей эффективности и работоспособности он достигает, когда он свободен. И мы также поняли, что при вмешательстве государств в экономику, люди быстро начинают использовать власть не для того, чтобы защитить людей от воровства и мошенничества, а для того, чтобы красть и обманывать. Вмешательство в определённые сферы экономики происходит для достижения нечестных целей: для удаления конкурентов, для снижения цен в ущерб производству, для манипулирования властями. Это очень опасно.

 

США — это уже не свободный рынок, это контролируемая экономика, которая всё больше и больше приближается к социализму. По сути это выглядит так: государство использует большую часть налогов в соответствии с решением небольшой группы государственных служащих. Это приводит не только к экономическим проблемам для всей страны, но и моральным проблемам для христиан. Поскольку эти чиновники могут быть не христианам, как, кстати говоря, чаще всего и бывает, поэтому их мотивы и действия могут на 100% противоречить тому во что верят христиане. Они могут служить не Богу, а Сатане.

 

Возьмите для примера некоторые направления в искусстве, которые получают государственную поддержку. Они просто богохульны. Другим очевидным примером может послужить государственная поддержка «Планирования рождаемости». Одним из главных вдохновителей идеи о контролируемой экономике был Дж. Кейн. Он не призывал ограничить вообще все сферы жизни, но верил, что государство должно регулировать ключевые секции экономики. И проблема была в том, что эти секции были не просто важны, а сверх-важны для экономики, что и послужило толчком ко всё возрастающему контролю за ней, толчком к движению в сторону социализма. Более подробно мы вернёмся к этой теме в следующих лекциях.

 

До этого мы подробно рассмотрели идею о том, что наше понимание Бога имеет непосредственное влияние на устройство нашей экономики. Также мы в общих чертах рассмотрели различные экономические системы. Но я хочу обратить ваше внимание на нечто особенное. Те страны, которые были больше всего склонны к социалистическому типу экономики, также были известны своей нетерпимостью к христианам. Они хорошо понимали связь между экономической свободой и религиозной свободой. И когда мы отдаём государству свою экономическую свободу, мы тут же лишаемся своей религиозной свободы. Это означает, что вместе с экономическим движением в сторону социализма, мы движемся в сторону ограничения свободы поклоняться Истинному и Живому Богу. Нам надо стараться двигаться в противоположную строну — к экономической свободе, поскольку она неразрывно связана со свободой совести. Социалисты не хотят, чтобы мы служили Богу тем, что управляем Его миром по Его воле. Вот почему они берут под контроль экономику. Также они не хотят, чтобы мы служили нашему Богу так, как Он заповедал, вот почему они преследуют церковь.

 

Свобода даёт нам возможность служить Богу и на ниве экономики, и в прославлении Его во время служения. Такова истинная свобода человека.

 

www.ligonier.org