Новости
Лекция 6. Два Богословия. Часть 1. От Бога до Политики. Р.Ч. Спрол мл. |
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего |
Мыслящие христиане хорошо понимают смысл выражения: «Идеи имеют последствия». Когда мы говорим об этом, то обычно имеем в виду философские или теологические идеи. До этого момента я пытался показать вам, что экономику можно отнести к категории философской или теологической идеи. Экономические идеи тоже имеют последствия. Конечно же не все с этим согласятся. Некоторые люди видят экономику как нечто не относящееся к нам напрямую. И чтобы разобраться с этим вопросом мы попробуем посмотреть на экономические, философские и теологические идеи вместе. Чтобы увидеть, как они влияют друг на друга, как они изменяют нашу жизнь, и какие последствия они влекут за собой во всём мире. Давайте сравним две нации. Одна из них обратилась к свободному рынку, восприняла его идеи и стала развивать в себе свободную экономическую систему. Это Англия 19 века. Вторая полуосознанно отвернулась от свободного рынка и восприняла систему правительственного контроля. Это СССР в 20 веке. С конца 18 века в Англии началась индустриальная революция. Адам Смит опубликовал свою книгу «Богатство Народов». Уильям Керри породил современное миссионерское движение. Англия отправляла тысячи миссионеров в отдалённые страны: в Китай, в Индию, в Африку. И, по благодати Божьей, эти протестантские миссионеры привели миллионы людей к вере в Иисуса Христа. А теперь давайте перенесёмся на век вперёд и посмотрим, что происходило в Советском Союзе. Мы увидим установление коммунистической - социалистической экономики, построенной на идеях Карла Маркса — немецкого коммуниста. Что произошло при правлении Ленина? Сначала из страны изгнали миссионеров, затем стали преследовать христиан. С 1918 по 1989 год государство уничтожило 24 миллиона христиан. И дело не только в СССР, это происходит сейчас на Кубе, в Китае, во Вьетнаме. Существует связь между отказом от рыночной экономики и преследованием христиан. Но почему? Почему привязанность к определённой экономической системе вызывает гонение христиан? Это связанно с двумя взглядами на мир, о которых мы и собираемся поговорить. Вот к чему я хочу свести всё сравнение. Посмотрите на то, какой получается контраст. С одной стороны не только Англия, но и другие страны, которые Бог благословил свободным рынком и свободой совести, отправляли и обеспечивали миссионеров по всему свету. Это привело многие миллионы людей в царство Божие. С другой стороны не только Советский Союз, но и другие страны с коммунистической — социалистической экономикой угнетали и уничтожали христиан по всему миру. Я хочу отметить, что экономические идеи влияют не только на то, насколько высок или низок уровень жизни людей. Нет, на самом деле идёт настоящая война между силами Царства Сатаны и силами Царства Христа. Мы призваны проповедовать всем народам и провозглашать славу Царства Христа во время продолжающейся войны, и привести все народы в подчинение Ему. И мы должны понимать, что экономические идеи очень важны, поскольку они имеют такие серьёзные последствия. Две враждующие теологии. Во второй лекции мы рассматривали то, как наша теология влияет на экономику. Мы выяснили, что это происходит не напрямую, а ступенчато. Теология, или наше понимание Бога — это основание, на котором мы строим антропологию — наше понимание человека. Следующая ступень — это политическая философия, которая определяет структуру нашей политической системы. На политической системе мы строим нашу экономическую философию, которая, в конечном счёте и определяет, какой будет наша экономика. И сейчас мы просто сравним две соревнующиеся теологии. Да, это очевидно, что теологий гораздо больше. Но можно сказать, что настоящая война идёт только между двумя основными видами теологии: христианством и атеизмом. Борьба между силами царства Сатаны и силами царства Иисуса Христа. Это может показаться странным, что мы говорим здесь об атеистической теологии. Но когда мы хорошенько разберёмся в этом вопросе, то увидим, что у атеистов тоже есть свой бог. Для начала давайте их сравним. С христианской точки зрения Бог — это суверенный и не принадлежащий этому миру (трансцендентный) правитель. Он царствует над нами, и не только нами, но и над всем творением. С атеистической точки зрения Бога нет, поэтому человек — самое совершенное существо — занимает Его место. Человек — это их бог. Дальше, каков смысл жизни? Мы считаем, что Бог имеет для нас определённую цель, и Он направляет нас к ней. Он управляет всей вселенной и движет историю к тому моменту, когда будет явлена вся Его слава, и царство Иисуса Христа будет везде. У атеистов нет единого мнения в этом вопросе. Некоторые считают, что история развивается хаотично и бесцельно. Другие говорят, что история движется по кругу. А третьи, что история имеет цель, но её определяет не Бог, а человек. Вспомните идею Карла Маркса о том, что мы неизбежно придём к раю на земле. Христиане считают, что Бог не только управляет творением, но и общается с ним, испытывает к нему чувства. Да, Он создал вселенную и, будучи личностью, Он создал нас личностями. И мы взаимосвязаны с Его сверхъестественным, духовным миром. Для атеистов тот мир, который мы воспринимаем своими физическими органами, - это единственный существующий мир. Для них существует только материальная закрытая система. Две враждующие антропологии. Теология и антропология неразрывно связаны друг с другом. Давайте теперь рассмотрим как воспринимают человека христиане и атеисты. Христиане утверждают, что созданы по образу Бога. И наше чувство собственного достоинства основывается именно на этой мысли. Мы ценны, у нас есть способности и призвание. Мы рациональны, мы осуществляем разумный выбор. И мы призваны, как носители Божьего образа, трудиться в соответствии с Его волей. Для атеистов человек — это случайный результат смешения шанса, материи и энергии. Гигантская космическая ошибка. Смерть человека — это возврат к исходному состоянию неорганизованного вещества. И не смотря на то, что мы пришли из ниоткуда и идём в никуда, они считают, что мы прекрасные существа, имеющие достоинство, цель в жизни и нравственное величие. Как вы видите, это не очень логично. Чтобы понять христианскую точку зрения надо вспомнить, что люди были созданы для служения: чтобы управлять Божьим творением под Его началом и для Его славы. С атеистической точки зрения выше нас никого нет, служить некому. Атеистам так трудно определиться со смыслом существования, из-за того, что смысла, по большому счёту, нет. Христиане призваны трудиться. Труд — это дар, который соответствует нашей сущности. Для атеистов труд — это то, чего нужно избегать. Если вы посмотрите на контекст нашего призвания к труду в книге Бытия, то увидите, что наша работа связана с нашей семьёй. То есть наше призвание умножаться и трудиться должно осуществятся в контексте нашей семьи. Для атеистов нет смысла заводить семью. Нет понимания, что семья — это дар. Поэтому они считают её, как и всё в эволюции, случайной и необязательной социальной конструкцией. И наконец, с христианской точки зрения мы были созданы для поклонения. Это наша главная цель и смысл жизни. Но если мы всего-лишь случайная комбинация молекул, как считают атеисты, то мы сами можем определять, к чему стремиться. Нам некому поклоняться, нам некого благодарить. Поэтому люди деградировали до того, что стали поклоняться творению, а не Творцу, как сказал об этом апостол Павел (Рим. 1). И когда мы размышляем о людях, относящихся к этим двум мировоззрениям, то можем увидеть некую иронию. Христиане начинают с того, что признают человека плохим, а атеисты — хорошим. И с начала может показаться, что христиане находятся в невыгодной позиции. Но давайте посмотрим на это поподробнее. Первое, что хочется отметить — это то, что христианский взгляд на людей более точен. Если когда-либо и существовало учение, которое имело бы столько доказательств, - то это учение о греховности людей. Все знают, что людям свойственно ошибаться. И мы знаем, что мы грешники. Но признавая это, мы признаём и то, что наша единственная надежда — это суверенная милость Бога. Мы не можем спасти себя, мы нуждаемся в спасении, чтобы стать теми, кем должны быть по Божьему плану. С атеистической точки зрения человек в общем хороший. Но даже и они признают, что люди ведут себя не так, как должны. Как хорошие люди могут создавать плохие культуры? Да, атеисты считают, что человек хороший, но, в тоже время, может ошибаться и всё время меняется, под воздействием других людей. Они думают, что если люди научаться контролировать общество через обучение и социальные проекты, то обычный человек станет лучше и сможет создать рай на земле. Но, в итоге, это приводит только к тому, что одни люди контролируют других людей и управляют ими. Две враждующие политические философии. Мы посмотрели на учения о Боге и о человеке. Теперь мы посмотрим на то, как сообщества организуют сами себя на основании тех выводов, которые они сделали из этих учений. Более подробно мы рассмотрим это вопрос, когда дойдём до политических систем. Ну а сейчас мы обратим наше внимание на те политические идеи, которые их формируют. Например поклонение. Разве это не интересно, что и конституция США, и конституция Великобритании начинаются со свободы вероисповедания? Всё потому, что мы люди — поклонники. И в христианском мировоззрении государство должно оставить людям свободу совести. Свободу поклоняться истинному и живому Богу. В атеистической системе такой свободы нет, поскольку цель атеистической системы поклонение не Богу, а государству. Это находит выражение и в наших законах. В христианской системе законы государства должны быть созданы по образу Божьего Закона, подобно тому, как человек был создан по образу Бога. Наши законы должны соответствовать Божьим, чтобы мы могли подчиняться им как Ему. В атеистической системе человек — это бог. Поэтому законы основываются на шатком основании чьих-то предпочтений. В такой системе обычно более умные и влиятельные люди определяют, какие законы будут возложены на всё общество. Именно потому, что поклонение является центром нашей жизни, законодательное закрепление свободы, в христианском понимании, — это попытка дать нам пространство для осуществления нашего призвания. Политики должны уважать дарованную Богом свободу, чтобы мы могли беспрепятственно служить Ему. Возьмите к примеру Моисея. Он пришёл к фараону и потребовал отпустить свой народ, чтобы они могли пойти и поклониться Богу. В атеистической системе нет свободы, поскольку само её устройство направлено на углубление подчинения и поклонения граждан государству. Хочу напомнить, что государство обладает силой и властью. Это не должно вас огорчать. Бог дал меч властям. С христианский точки зрения этот меч дан государству для определённой цели: защита граждан от внешних и внутренних врагов, от тех, кто пытается угнетать нас. С атеистической точки зрения государство может использовать свою силу и власть для подавления граждан и для изменения их поведения, для принесения вреда людям, а не для их защиты. Христиане знают, что люди грешны, и те люди, которые находятся у власти тоже нуждаются в контроле. Поэтому в государстве должна действовать система проверки и уравновешивания, система разделения властей: когда разные части правительства проверяются друг другом. С атеистической точки зрения власть должна быть сконцентрирована в одной части правительства, чтобы государство могло как можно более эффективно контролировать своих граждан. Христиане склонны к децентрализации. Наш образ жизни — это свобода принятия решений. Каждый человек — это суверенный глава своего дома. У атеистов власть централизована, так что один человек или маленькая группа людей полностью контролирует всё население страны. Две враждующие политические системы. Наконец мы дошли до вопроса о политических системах. Как все эти философские идеи воплощаются в жизнь? И какие структуры государства они создают? Одной из главных идей в христианской философии является идея о главенстве закона. Мы хотим, чтобы нами управлял закон, а не люди. И одним из способов достижения этой цели является конституция страны. Конституция нужна для того, чтобы опубликовать основополагающие законы страны, сделать их почти неизменными и обязательными для всех. Конституционная республика даёт нам главенство закона через создание конституции. В атеистической системе закон легко меняется. Граждане мало что знаю о нём. И, как мы уже говорили об этом, закон создаётся теми, кто имеет власть в данный момент: тоталитарным режимом, олигархами или правящей партией. Их желания и воля становятся законом для граждан, вместо воли Божьей. Теперь мы должны остановиться и спросить себя. Как эти политические системы выдвигают своих лидеров? Отцы основатели нашей страны были ревностно настроены на то, чтобы при решении этого вопроса руководствоваться Библией. Они понимали, что лидеры должны быть избранными представителями народа. При этом голосование должно быть децентрализованным. Голосование должно быть местным. Они дали нам демократическую республику. Но сейчас нам говорят, что мы живём при демократии. Но это не совсем так. При демократии главным судьёй и мерилом всего является мнение большинства граждан. А при конституционной республике главным судьёй является конституция — основной закон страны. То есть у вас есть право выбирать лидеров, но лидеры могут управлять страной только в пределах главного закона страны — конституции. Это нужно, чтобы мы не деградировали до власти толпы — демократии, которую можно представить в виде сообщества из двух волков и одной овцы, которые пытаются решить, что будет на обед. Как люди получают власть в атеистических странах? В какой-то степени это не важно. Исторически это происходило через интриги, перевороты, убийства, нечестную борьбу за власть. Всё это происходило из-за беззакония в самой стране. Всё, что им надо — это власть. Получив власть таким образом, люди укрепляли и использовали её с помощью полиции. В христианском мировоззрении полиция тоже нужна, но для защиты жизни и собственности от внешних и внутренних угроз. Но этим должна быть занята небольшая часть населения. Полиции не должно быть слишком много. В атеистической системе функция полиции заключается не в том, чтобы защищать граждан, а в том, чтобы управлять ими. Поэтому власти стремятся умножить военизированные силы страны, чтобы заставить нас делать то, что они хотят. В долгосрочной перспективе атеистическое правительство стремиться управлять гражданами через обучение. Поэтому им нужна государственная образовательная система, чтобы люди с самого юного возраста были обучены и подготовлены к преклонению перед государством. В христианской политической системе, образование — это не дело государства. На политическом уровне не должно быть никаких обсуждений этого вопроса, поскольку с Библейской точки зрения образованием должна заниматься семья, а не правительство. Семья призвана взращивать и обучать детей в духе Божьего Закона каждый день и при всех обстоятельствах. И наконец мы подходим к вопросу о поклонении. Ведь именно для этого мы были созданы. В христианской системе государство не вмешивается в нашу веру. Поэтому мы свободно можем поклоняться истинному и живому Богу. Государство должно защищать нашу свободу совести, свободу поклонения. В атеистической системе государство отнимает эту свободу и подавляет граждан. И это возвращает нас к тому, с чего мы начали. Как вы думаете, если государство хочет контролировать наше поклонение или запретить его, хочет контролировать наше образование, контролировать все аспекты нашей жизни, как это отразиться на экономике? Разве оно не будет пытаться контролировать наш труд, плоды нашего труда и то, что мы выбираем? Оно обязательно создаст экономику контрольно-управляющего типа. Именно это и происходит в таких системах. Мы также посмотрим на экономику христианских стран. Посмотрим на неё в контексте злободневных вопросов. Как это всё относиться способности государства заботиться о бедных? К вопросу о печатании денег и инфляции. Что такое национальный долг и личный долг? Всё это мы обсудим в следующих лекциях. И я постараюсь показать вам, что все эти принципы связаны друг с другом. А также мы разберёмся с вопросом об атеистических системах. Всегда ли они приводят к тирании, угнетению и бедности? И приведёт ли христианское мировоззрение, при условии подчинения нашей жизни Божьим законам и поклонения Ему, к богатству и процветанию?
|