Лекция 1. И Создал Бог Экономику. Управление по подобию Божию. Р.Ч. Спрол мл.
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

 

Сколько я себя помню, я всегда интересовался экономикой и Библией. И сейчас я не только человек, которому всё это интересно, я ещё и муж, и отец большого семейства. И, по сути, моя семья строит свою экономику также, как и мир вокруг. И те люди, которые делают различие между мировой экономикой и семейной, часто не задумываются о том, что одни и те же законы применяются как и во всём мире, так и в отдельно взятом месте. Вам не нужно иметь такую большую семью как у меня, чтобы интересоваться экономикой. Всё, что вам нужно, так это желание подобное желанию любого учёного — думать мысли Бога вслед за Ним.

Экономика — это научное исследование о том, как Бог организовал мир. Многим изучение экономики не нравиться из того как её преподают в учебных заведениях. Там она выглядит как нечто сложное и полное математических формул. Но я надеюсь, что мы с вами сможем понять некоторые базовые экономические принципы, которые помогут нам лучше служить Богу и правильно управлять тем, что Он даровал нам. Я не хочу, чтобы вы боялись её. Наоборот, я хочу, чтобы вы были восхищены тем, что мы изучаем Его творение с новой для нас стороны.

Принцип первый. Богу принадлежит всё.

Когда мы открываем наши Библии, то уже на первой странице читаем, что в начале Бог сотворил небо и землю. Церковь всегда учила что Бог сотворил всё из ничего. Это означает, что Бог не изменил нечто уже существующее. Нет, сначала был только Бог и ничего иного. Он Своим словом создал всю реальность. И это показывает нам, что Бог обладает суверенным могуществом над творением. Вы можете представить себе такую силу, чтобы произнесённое вами повеление сбывалось не зависимо ни от чего? Именно такой силой обладает Бог. С другой стороны это показывает нам суверенную власть Бога над Своим творением. Именно потому, что Он является создателем, Он имеет право поступать со Своим творением, как Ему угодно. Во всём Писании мы встречаем места, где говориться, что Он помилует того, кого пожелает, что горшечник может сделать из глины, что хочет и т. п. Бог суверенно управляет Своим творением.

Творение, по Божьему замыслу, имело определённую цель. Первое, это провозглашение славы Бога. Это значит, что мы можем узнать что-то о Творце через рассмотрение Его творения. Так мы уже узнали, что Он создал мир, и что Он управляет им. Он направляет события в мире по Своему усмотрению. И делает это Он через то, что мы называем законами природы. Они не существуют отдельно от Бога, скорее они и есть средства для управления миром. Целью хорошего и благочестивого учёного является понимание замысла Творца, открытие того, что думал Бог, и как Он организовал вселенную. Бог творит и организует всё для одной цели: для провозглашения Своей славы и, по Своей милости, для того, чтобы благословить людей.

Итак, Бог действует с определённой целью. И мы должны поступать так же. Наши цели должны включать в себя провозглашение Божьей славы, как это делает Он Сам. В то же время наши цели должны быть направлены на соблюдение наших интересов, как это делает и Бог. Мы делаем это когда выбираем как поступить. Экономика, по сути, и является изучением того, что мы выбираем, и почему мы это делаем. Нам надо понять, что человек — это не жертва обстоятельств. Как это пытаются нам навязать. Так Карл Маркс, например, говорил, что наши экономические решения являются результатом сил, действующих на нас извне, и которыми мы не можем управлять. Но Библия говори, что человек создан по образу Бога и поэтому мы должны действовать для достижения цели, действовать в своих интересах, действовать рационально и разумно. И это не является грехом, если мы делаем это под руководством Бога и для Его славы.

Посмотрите, что Бог сказал Адаму и Еве в райском саду. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28). А во второй главе Бытия мы видим, что «взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 1:15). Так что, когда Бог помещает нас в саду, нам нельзя забывать, что это Его сад. Это основной принцип: «Всё принадлежит Богу». Так что все наши экономические действия должны основываться на том, что мы не владельцы, а управляющие. Управляющий — это человек, находящийся под властью владельца. Он распоряжается тем, что принадлежит не ему, для блага и славы собственника. Так было в эдемском саду.

Итак, людям было поручено управлять имуществом, которое принадлежало Богу. И мудрость в этом управлении была нужна даже до грехопадения. Ведь и тогда в каждом дне было только определённое количество часов, а силы человека были ограничены. Пример управления можно увидеть в одном из первых предприятий Адама. Оно было связано и с экономикой, и с наукой, и со служением Богу. Тогда ему было поручено назвать животных. Это требовало классификации их по разным признакам. Требовало изучения Божьего творения и осознания связей между разными его элементами. Например и у слона, и у лемура, и у лягушка есть хребет. У зебры 4 ноги, а у фламинго 2 и есть перья, а у крокодил может находиться и в воде, и на суше. Называя животных, Адаму пришлось изучить Божье творение, чтобы организовать его для лучшего управления. Это дело одновременно было научным трудом, проявлением власти и служением Богу.

По сути это не сильно отличается от того, что мы делаем сейчас. Мы выбираем, что сделать, стараемся понять как устроен Божий мир и пытаемся организовать его, давая названия вещам и явлениям. Так мы управляем Божьим миром.

Адам был ограничен не только временем, но и пространством. Нельзя же посадить помидоры и бобы в одном месте. Точнее можно, но ничего хорошего из этого не выйдет. Но уж точно нельзя посадить горох и начать добывать в этом месте ценные металлы. Адаму всегда приходилось принимать некие экономические решения: если сделать это, то нельзя будет сделать то и наоборот. Это не зависело от того, о чём шла речь: о времени или о пространстве. Решения всегда приходилось принимать исходя из некой экономической реальности. Приходилось делать экономический выбор. Приходилось думать как экономист.

Что такое экономика?

Мы уже посмотрели на то, что Бог сказал в первой и второй главе Бытия. Но нам надо дать экономике прямое и чёткое определение. Я пришёл к тому, что лучше всего это определение звучит как:

Экономика — это выбор человека как лучше использовать ограниченные возможности, чтобы быть хорошим управляющим Божьего имущества.

Чтобы  быть хорошим управляющим надо не только правильно использовать ограниченные ресурсы, но и понимать принципы управления.

Надо знать и применять экономические законы. Между различными научными законами и законами экономики есть определённое сходство. Есть причины и следствия. Экономические решения приводят к экономическим последствиям. Но всё это не так просто, поскольку мы изучаем [не безжизненные объекты, а] действия людей. Люди выбирают по своему и это может несколько осложнить понимание.

Когда мы говорим об изучении экономики, то подразумеваем дедуктивных подход. То есть наше понимание предмета строиться на неких основополагающих принципах, у которых нет доказательств, но без которых нельзя ничего построить. Это похоже на геометрию. Когда вы начали её изучать, то столкнулись с тремя основными понятиями: точка, линия и плоскость. Их тоже нельзя доказать, но именно из них состоят треугольники, квадраты, круги и прочие фигуры, из которых, в свою очередь вы можете построить, например, мост. Так вещи, которые нельзя доказать, и которые не могут быть воплощены в реальности, ведь в природе не существует идеальных точек, линий и кругов, тем не менее, служат основанием для постройки настоящих конструкций.

То же самое касается и экономики. Существуют некие основополагающие правила, которые надо знать, чтобы поступать мудро. Для примера возьмём инфляцию. Если вы напечатаете слишком много новых денег не имеющих никакой ценности, то старые деньги, которые были ценны сами по себе, скажем из-за своего материала, просто исчезнут с рынка. В экономике это называется законом Грехама: плохие деньги вытесняют хорошие деньги.

Другим основополагающим законом является разделение труда. Разделение труда, о котором, кстати, говорится в 1 Кор. 12. (Церковь — это тело Христово, и разные люди несут разные служения), существует для увеличения продуктивности. Это происходит из-за того, что люди лучше выполняют ту работу, к которой лучше приспособлены, или которую лучше знают.

Для примера можно взять мытьё посуды после ужина. Когда у вас большая семья, подобная моей, - это не так-то и просто. На самом деле это не одно дело, а несколько. Надо убрать посуду со стола, сполоснуть её, помыть, высушить и убрать в шкаф. Если всё это поручить одному человеку, то это может занять довольно много времени. Если же для выполнения этой задачи у вас есть несколько человек, то можно не только распределить отдельные элементы так, чтобы они были по силам работникам, но и выиграть довольно много времени. Если же вы умны и достаточно мотивированны, то для решения этой задачи вы можете применить ещё один важный аспект экономики: инструменты.

И снова, если мы хотим быть хорошими управляющими на службе у Бога, то нам надо научиться понимать Его мысли, и то, как Он устроил этот мир с экономической точки зрения. И действовать в соответствии с этими законами, чтобы хорошо использовать те ограниченные ресурсы, которые нам поручены.

Как связаны мораль и экономика?

Есть определённые причины, почему Библия сразу указывает нам на последствия глупых экономических решений. Дело в том, что наша экономика всегда основывается на морали. К счастью Библия — это не книга по изучению экономики. Но именно потому, что экономика зависит от действий людей и от того, что они выбирают, она всегда будет связана с этикой. К тому же, куда ещё нам обратиться, чтобы научиться поступать правильно и мудро, как не к Библии? Как нам повиноваться Божьим повелениям в экономике? Библия всегда будет связана с ней из-за этики. А этика, в свою очередь, относиться к поведению людей. Это всё связано вместе. Поэтому вы не сможете разобраться в экономике без помощи Библии, ведь Писание помогает человеку подготовиться к любому доброму делу (см. 2 Тим. 3:16-17). Наш труд — это тоже доброе дело, поэтому Библия может научить нас, как повиноваться Ему в экономике, и как принимать мудрые и прославляющие Бога решения.

Так зачем же нам изучать экономику?

В конечном счёте, одним из наших мотивов должно быть желание повиноваться. В эдемском саду Бог заповедал людям строить свою культуру по определённым законам. Мы дети Адама и Евы и эта заповедь относиться и к нам. Мы должны подчиниться ей и выполнять её. Но для этого нам надо понимать, что от нас требуется. Мы должны понимать основы экономики. И с добавлением в Библию новых откровений от Бога в течении истории, люди получали всё больше знаний об этой заповеди. Так что теперь мы можем лучше понимать Ветхий Завет, лучше понимать Новый Завет, лучше понимать наше место в истории мира.

Другой важной целью этого цикла лекций является большее экономическое процветание всех нас. Но даже это имеет в виду высшую цель. Если вы будете изучать историю экономики и историю распространения Евангелия, то увидите, что когда Бог благословлял народ процветающей экономикой, они, в свою очередь, повиновались Ему и рассылали по всему миру миссионеров. Это наша цель. Мы хотим, чтобы и другие народы процветали, чтобы процветал весь мир. Изучением экономики мы подготавливаем себя к исполнению Великого Поручения: идти и проповедовать всем народам Евангелие спасения.

 

www.ligonier.org