Новости
Завет Труда. Р.Ч. Спрол. |
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего |
Заветная теология важна по многим причинам. Не смотря на то, что она существует уже около тысячелетия, она приобрела свои характерные и более точные формулировки только во время Протестантской Реформации. Но её важность, тем не менее, особо возросла в связи с относительно новым течением в теологии. В конце 19 века возникло теологическое течение с названием «диспенционализм» (от слова dispensation, прим. пер.), оно предлагало новый подход к пониманию Библии. Учебная Библия Скофилда говорила, что диспенционализм относиться к семи разным временным периодам распределения Божьей милости, которые были записаны в Писании. Каждый из этих периодов определялся как «период времени, во время которого человек подвергался испытанию на повиновение специфическому откровению Божьей воли» (стр. 5, Учебная Библия Скофилда). Скофилд считал, что существовало череда из следующих семи периодов: невинность, совесть, светское правительство, обетование, закон, милость и царство. Заветная теология, в отличии от этого многообразного взгляда на историю искупления, старается представить ясную картину единства искупления, и это единство видится в непрерывности, последовательности заветов, которые Бог давал на протяжении всей истории, и которые нашли своё исполнении в личности и труде Христа.
И, в дополнение к непрекращающимся дебатам по вопросу о структуре библейского откровения между традиционными диспенционалистами и реформатами, в последнии время нас ещё больше критикуют за наше понимание искупления. Этот критицизм фокусируется том значении, которое мы придаём вменению [праведности Христа человеку] в нашей доктрине об искуплении. Точно также, как доктрина о вменении была той центральной точкой, вокруг которой вращались все дебаты об оправдании в 16 веке между Католиками и Протестантами, в наши дни, вопрос о вменении снова поднимается даже среди евангельских христиан, которые отвергают реформатское понимание этого вопроса. В центре этого спора об оправдании и вменении находиться так называемый Завет Труда. Историческая заветная теология отмечает серьёзное различие между Заветом Труда и Заветом Благодати. Заветом Труда (или Добрых Дел, прим. пер.) называют то соглашение, которое Бог заключил с Адамом и Евой, пока они пребывали в первоначальной своей чистоте. В нём Бог обещал им Своё благословение в зависимости от их повиновения Его заповедям. После грехопадения Бог всё равно обещал Своим творениям спасение, не смотря на то, что они нарушили Его Завет Труда. Это пребывающее с тех пор обещание искупления и носит название Завет Благодати.
Технически, все заветы, которые Бог заключает с творениями, являются заветами благодати, в том смысле, что Он ни коим образом не обязан им что-либо обещать. Но, в данном случае, разница между Заветом Благодати и Заветом Труда имеет отношение к чему-то очень важному, к тому, что связывает их с Евангелием. Завет Благодати гласит, что Бог обещает спасти нас даже если мы не сможем соблюсти Его требования. Это, в первую очередь, видно в труде Иисуса как нового Адама. Новый Завет снова и снова подчёркивает ту разницу, которая заключается между бедами и несчастьями свалившимися на человечество из-за неповиновения первого Адама, и между теми благословениями, которые мы обретаем через труд и повиновение нового Адама. Хотя между ними есть очевидное различие, связь их видна в том, что от них обоих требовалось совершенное повиновение Богу.
Когда мы читаем Новый Завет и пытаемся понять Труд Христа по искуплению, наше внимание, по большей части, фокусируется на двух аспектах. Новый Завет ясно учит, что для искупления своего народа Иисус понёс на Себе наши грехи и был наказан за них на кресте вместо нас. Это искупление заместительное и заступническое. В этом смысле, на кресте Христос взял на Себя карательные санкции Ветхого Завета. То есть Он понёс на Себе те наказания, которые были положены не только за нарушение Закона Моисеева, но за нарушение заповедей данных в Райском Саду. Он принял на Себя проклятие, которого заслужили все, кто нарушил Божий Закон. Реформатская теология описывает это как «пассивное повиновение Иисуса». Оно указывает на Его готовность принять на Себя проклятие Бога вместо нас.
Кроме отрицательного части Завета Труда, которая заключалась в принятии на Себя наказания за тех, кому оно полагалось, Иисус, также, выполнил и положительную работу, которая была жизненно важна для нашего искупления. Он заслужил благословения Завета Труда для всех тех потомков Адама, которые доверили Иисусу свои жизни. Адам нарушил Завет, а Иисус его исполнил. Адам не смог получить благословение вечной жизни, а Христос заслужил его Своим повиновением для всех тех, кто поверил в Него. Этот труд по исполнению Завета Труда вместо нас, теологи называют «активным повиновением Христа». То есть, искупительный труд Христа включает в себя не только Его смерть, но и Его жизнь. И именно Его жизнь совершенного повиновения становиться единственным основанием для нашего оправдания. Его совершенная праведность, заслуженная совершенным повиновением, вменяется всем, кто уповает на Него. Поэтому активное повиновение Христа является абсолютно необходимым для оправдания кого-либо. Без активного Христова повиновения Завету Труда, нам нечего вменять и нет никаких оснований для нашего оправдания.
Если мы откажемся от учения о Завете Труда, то придётся отказаться и от активного повиновения Иисуса. Откажемся от этого, исчезнет и вменение нам Его праведности. Если не будет вменения Христовой праведности, то не будет и оправдания только верой. А без него нет Евангелия, и мы останемся один на один со своими грехами. Мы будем несчастными детьми Адама, которые со страхом смотрят в будущее, ожидая пришествия полноты Божьего проклятия за наше не повиновения. Повторю, именно повиновение Христа является основанием нашего спасения, повиновение пассивное в Его смерти на кресте и повиновение активное в Его жизни. Всё это связано с библейским пониманием Иисуса как нового Адама (Рим. 5:12-20), который преуспел там, где первый Адам не справился, который победил там, где первый Адам проиграл. Вопрос о Завете Труда - это вопрос о нашем спасении.
|