Долг и Честь. Р.Ч. Спрол.
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

Несколько лет назад я общался с несколькими бизнесменами в городе Джексон, штат Миссисипи. В ходе беседы, один из них упомянул отсутствующего там человека и сказал, что он человек чести. Когда это произошло, моё внимание непроизвольно обострилось, также как если бы я услышал слово на иностранном языке. Я сообразил, что нахожусь на юге страны, там, где старые обычаи ещё не до конца ушли в прошлое, но меня всё равно поразило, что в наше время кто-то использовал слово «честь» по отношению к нашему современнику. Это слово уже считается устаревшим. Мы можем вспомнить о знаменитой речи генерала Дугласа Мак Артура, которую он произнёс в Вест Пойнте. Она называлась «Долг, Честь, Родина», но это было уже более полувека назад. В наши дни слово «честь» уже почти исчезло из английского языка. Практически, я видел это слово напечатанным только один раз, это была наклейка на бампере машины, которая гласила, что ребёнок владельца автомобиля включён в «Список Почёта» (аналог красной доски почёта на работе или учёбе, прим. пер.). Но этот «список почёта», наверное, является одним из последних мест, где ещё используется это слово.

Я говорю о чести поскольку в английском словаре это слово является первым синонимом для слова integrity (интэгрити). Моя задача в этой статье заключается в том, чтобы задать вопрос: «Что это такое?». Если мы посмотрим на простое определение этого понятия, например, в словаре Вебстера, то первым значением будет: «бескомпромиссное следование моральным и этическим принципам». Второе: «целостность характера», третье: «честность», четвёртое: «целое», а пятое значение: «нетронутость характера».

Эти слова описывают личность такую же редкую, как и само слово «честь». В первом случае интэгрити описывает человека, которого мы назвали бы принципиальным, то есть, по определению в словаре, бескомпромиссным. Но не таким, который никогда не идёт ни на какие уступки в каких бы то ни было переговорах, а таким, который не нарушает своих моральных и этических принципов. То есть это человек, который ставит их выше личной выгоды. В нашей политкорректной культуре, искусство компромисса стало добродетелью. Заметьте, что культура не просто корректная, а политически корректная. Ну а быть политиком - это часто означает уметь искать компромиссы везде, в том числе и в собственных принципах.

Мы также видим, что интэгрити относиться к целостности характера и честности. Давайте, для примера, посмотрим на послание Иакова в Новом Завете. Он даёт нам целый список добродетелей, которые должны характеризовать христиан. А в Иак. 5:12 написано: «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: `да, да' и `нет, нет', дабы вам не подпасть осуждению». Здесь Иаков называет честность человека самой большой добродетелью (в англ. не «прежде всего», а «превыше всего», прим. пер.). Он говорит о том, что целостность характера требует, чтобы мы твёрдо держались данного слова. Клятвы и торжественные обещания не нужны для большего доверия. Честным людям просто верят на слово.

В нашей культуре мы снова и снова замечаем разницу между политиком и государственным деятелем. Один мой знакомый сказал, что эти понятия различаются по определению: одни смотрит на следующие выборы, а другой на следующее поколение.

Должен признаться, что в этих определениях имеется доля цинизма. Политики - это люди, которые пойдут на компромис с принципами и добродетелями, чтобы быть избранными на должность. Впрочем, добродетелями сейчас не блещут не только политики, но и церкви, которые, похоже, наполнены служителями, которые с готовностью откажутся от истины Евангелия, только бы приобрести популярность. Именно недостаток целостности разрушил ветхозаветный Израиль, где лжепророки провозглашали то, что люди хотели услышать, а не то, что велел Бог. В этом и заключается отсутствие интэгрити.

Когда мы обращаемся к Новому Завету, самый главный пример отсутствия честности и целостности характера, мы видим в суде Понтия Пилата над Иисусом. После изучения Его дела и допроса, Понтий Пилат провозгласил, что не находит в Нём вины. И всё же, он осудил Безвинного по воле беснующейся толпы. Это был чистой воды политический компромисс, где принципы и этика были отброшены ради желания усмирить разбушевавшийся народ.

Ну, а если мы обратимся назад, к Ветхому Завету, то увидим, что пережил пророк Исайя в своём видении, которое записано в 6 главе его книги. Мы видим, что Исайя увидел Господа сидящим на высоком престоле, а также серафимов, которые пели: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Реакцией пророка на это было провозглашение проклятия на самого себя: «горе мне!». Причина этого была в том, что он увидел себя погибшим. Он пережил в тот момент полное крушение своей личности. До этого, скорее всего, его считали одним из самых праведных людей своего народа. Он был уверен в своей интэгрити. И на этой добродетели держалась его личность. Он считал себя целостной личностью, честным человеком. Но как только он увидел эталон всех добродетелей в характере Бога, всё, во что он верил, про себя просто разбилось на мельчайшие осколки. Он понял, что его целостность и честность были в самом лучшем случае просто притворством.

Кальвин считал, что так ведут себя все люди. Пока они смотрят на горизонт этого мира: на людей и их поступки, они могут поздравлять себя и хвастливо считать себя немногим меньшими, чем полубоги. Но как только они поднимают свой взор на небеса и, хотя бы на мгновение, задумаются о том, каков Бог по Своей сути, они начинают трястись и шататься [без опоры самоправедности], они теряют все иллюзии относительно своей интэгрити.

Христиане должны являть своей жизнью характер Бога. Они должны быть бескомпромиссны в вопросах этики. Христиане призваны быть людьми чести, твёрдо держащимися данного слова.

 

www.ligonier.org