Помощь Таинств. Р.Ч. Спрол (R.C. Sproul).
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

У нас у всех были такие моменты, которые оказали большое влияние на формирование нашей личности. Каждый год дома мы празднуем дни рождения. Мы помним день годовщины свадьбы, дату нашей первой встречи с будущим супругом или супругой и день принятия важного решения о нашей работе. Часто эти события связаны у нас в памяти с местами и запахами, и они вызывают у нас особые воспоминания или чувства. Если ваша мать делала вам особый вид куриного бульона, каждый раз, когда вы болели, то похожий запах может вызвать у вас воспоминания о ней и о её заботе. А если вы найдёте старую куклу или мягкую игрушку, которыми вы играли ещё в детстве, то, скорее всего, вы вспомните и то время, и то, что вас тогда радовало.

Эта человеческая склонность, к вспоминанию важных событий через соприкосновение с вещами, касается также и религиозной сферы. Мы понимаем, что жизнь и поклонение церкви включает в себя то, что мы называем "Слово и Таинства". В протестантских церквях особенно подчёркивается важность проповеди Слова, но совершение таинств, исторически, тоже считается очень важным для жизни церкви. Как это ни печально, в современных евангельских церквях часто пренебрегают таинствами, хотя есть обнадёживающие признаки, что это идёт на убыль. Тем не менее, празднование установленных Богом таинств всегда было частью жизни Божьего народа. Начиная от дней Ветхого Завета, через всю историю и времена Нового Завета, Бог не только говорил к Своему народу через Слово, но и являлся людям другими путями, самый важный из которых был с помощью таинств.

Когда мы говорим о таинствах, обычно мы имеем в виду крещение и хлебопреломление, которые были установлены Христом для ознаменования и запечатления Его смерти и труда по очищению Своего народа от греха. Но теологи также используют слова таинство (sacrament - священный обряд) и сакраментальный, в более широком смысле. Подобный слова могу быть применены во многих случаях, например, когда Бог учит людей с помощью наглядных примеров, через знамения или обычные явления, которые принимают сверхъестественное значение. Например, мы знаем такое явление как радуга, она была дана Ною в качестве знамения того, что Бог больше не пошлёт на землю потоп. Он использовал это обычное, естественное явление как знак сверхъестественного, особого, божественного обещания и заботы, что земля будет сохранена и пощажена Его провидением. Итак, каждый раз, когда мы видим радугу, то касаемся таинства жизни в вере, таинства не в техническом смысле, как обряда, но в более широком смысле, когда объекты внешнего мира используются для лучшего понимания и подтверждения словесных обетований Бога.

Во времена действия Ветхого Завета верующим было дано обрезание как видимое напоминание о том, что они были отделены от мира, чтобы быть святым народом Господним. Более того, пророки часто изображали Слово Бога через видимые предметы такие как: отвес, разбитый кувшин и им подобные. Возможно, что самым главным священным обрядом в те времена была Пасха, трапеза, которая совершалась для напоминания об освобождении Богом Израильского народа из Египетского рабства. Здесь мы видим знамение, соединённое с Божьим Словом, как это происходит каждый раз, когда празднуется таинство, предписанное Богом. Когда люди ели пасхальную жертву, они должны были снова вспомнить историю исхода, повторить все казни Египетские и Божье послание Израилю, данное через Моисея, они были неотъемлемой частью освобождения из Египетского плена.

Например, во времена Нового Завета мы совершаем хлебопреломление; Иисус взял ветхозаветный обряд Пасхи и наполнил его новым содержанием и новым заветом. Он сделал хлеб и вино пасхальной трапезы знамением и печатью Своего разбитого тела и Своей пролитой крови, которые были платой за наше искупление. Он сказал, чтобы мы ели этот хлеб и пили это вино для напоминании о Нём. Иисус знал Свой народ; Он знал, какие мы, что, иногда, наша верность Христу только так сильна и видна, как наши самые сильные воспоминания о самых последних благословениях, которые мы получили из руки Божьей. Но мы опускаемся с этих высот на землю и склонны забывать то, что Бог сделал для нас в прошлом. Таинства являются снисхождением Господа к нашим слабостям, они служат напоминанием о том, что Он сделал для нас.

Мы слабые и грешные люди, которым нужна вся помощь, которую только возможно получить, чтобы мы могли помнить то, что Бог совершил ради нас. Если мы пренебрегаем таинствами, которые Он дал Своему народу, и не понимаем их важности для веры, то мы отвергаем драгоценную помощь, которая даёт нам дополнительную уверенность в Его обетованиях. В соединении со Словом Божьим, таинства усиливают нашу веру, продвигают нас в освящении и укрепляют нашу уверенность в неизменной верности Господа нам - Своему забывчивому и часто неверному народу.

 

www.ligonier.org