Отпадение Верующего. Р. Ч. Спрол (R. C. Sproul)
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего


 Хотя мы и живём в культуре, которая верит, что все будут спасены, что все "оправданы смертью", и, всё, что вам надо сделать, чтобы попасть на небеса, - это умереть, Божье Слово точно не даёт нам такой роскоши - верить в это. Любое, даже очень поверхностное, но честное чтение Нового Завета показывает, что апостолы были твердо уверены, что никто не попадёт на небеса без веры в единого Христа для своего спасения (Ин 14:6; Рим. 10:9–10).

Исторически, евангельские христиане, в своём большинстве, соглашались с этим. Хотя у них и были разногласия по поводу уверенности в спасении. То есть люди, которые соглашались друг с другом по поводу того, что только вера в Иисуса спасает, не соглашались в вопросе о том, может ли кто-либо, по настоящему веруя во Христа потерять своё спасение.

Теологически говоря, мы ведём речь об идее отступничества. Этот термин пришёл из греческого языка и означает  - "стоять от чего-то в стороне". Когда мы говорим о тех, кто отступил, мы имеем в ввиду тех, кто отпал от веры или, по крайней мере, от того исповедания веры в Христа, которое они однажды сделали.

Многие верят, что настоящие христиане могут потерять своё спасение, поскольку в Новом Завете есть несколько текстов, которые, казалось бы, показывают, что такое может произойти. Я, например, вспоминаю о словах Павла в 1 Послании к Тимофею 1:18-20:

  "Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать."

 Здесь, посреди наставлений и призывов относящихся к жизни и служению Тимофея, Павел предупреждает Тимофея, чтобы он веровал и имел чистую совесть, а также помнил о тех, кто этого не делал. Апостол упоминает тех, кто "потерпели кораблекрушение в вере", о людях, которых он "предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать". Это второе замечание относится к отлучению Павлом этих людей, и весь отрывок включает в себя трезвое предупреждение с настоящими примерами людей, которые не устояли в своём христианском исповедании.

Нет сомнений в том, что исповедующие свою веру люди, могут пасть, пасть очень сильно. Мы можем, к примеру, вспомнить о людях подобных Петру, который отверг Христа. Но тот факт, что он был восстановлен, показывает, что не всякий отпавший верующий - отпадает навсегда. Здесь нам надо провести черту между серьёзным, радикальным падением и полным, окончательным падением. Реформатские теологи отмечают, что Библия полна историй о настоящих верующих, которые впадали в великие грехи и даже в долгие периоды нераскаянности. Итак, христиане могут пасть, и падают радикально. И что может быть более серьёзным, чем публичное отрицание Христа Петром?

Но вопрос заключается в следующем: люди, которые пали по настоящему - потеряны навсегда, или их падение временно и будет, в конечном счёте, исправлено их обращением? В случае людей, подобных Петру, мы видим, что падение было исправлено покаянием. Тем не менее, как на счёт тех, которые пали окончательно. Были ли они настоящими верующими?

Наш ответ на этот вопрос должен быть отрицательным. 1 Ин. 2:19 говорит нам о лжеучителях, которые вышли из церкви, поскольку они никогда не были по настоящему её частью. Иоанн описывает отпадение людей, которые исповедали свою веру, но так никогда и не обратились. И более того, мы знаем, что Бог прославил всех, кого Он оправдал (Рим. 8:29-30). И если человек по настоящему верит и является оправданным, то Бог сохранит его.

В то же самое время, если отпавший человек все ещё жив, то, как же нам знать отступил он полностью или нет? Никто из нас не может знать, что делается у человека в сердце. Когда я встречаю человека, который однажды исповедал свою веру, а затем отверг её, то я не могу знать является ли он по настоящему верующим человеком, находящимся посреди своего серьёзного падения, и который будет позднее полностью восстановлен; или же он является человеком, который никогда не бы по настоящему обращён, и его исповедание веры было ложным от самого начала.

Вопрос о том, может ли человек потерять своё спасение или нет - это не абстрактный вопрос. Он касается нас в самой глубине нашей христианской жизни, и не только в вопросе о нашем собственном сохранении, но и в вопросе касающемся наших семей и наших друзей, особенно тех, которые, казалось бы, по внешнему виду действительно веровали. Мы думали, что их исповедание твёрдо, мы принимали их как братьев и сестёр, и, в итоге, узнавали, что они отвергли веру.

Что же делать в подобной ситуации? Сначала молится, а затем ждать. Мы не можем знать окончательного решения этого вопроса, и, я думаю, мы будем очень удивлены попав на небеса. Мы будем удивлены увидеть там людей, которых мы там не могли себе даже представить, и мы будем удивлены не найдя там людей, в которых мы были уверены, просто поскольку мы не знаем внутреннего состояния человеческой души. Только Бог может видеть, изменять и сохранять человеческую душу.

 www.ligonier.org