Что Значат Слова "Искупление" и "Умилостивление"? Р. Ч. Спрол (R. C. Sproul)
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

Когда мы говорим о заместительном аспекте искупления, то снова и снова нам встречаются два довольно специфических [для теологии] термина: искупление и умилостивления. Эти слова порождают всевозможные споры о том, когда их лучше использовать в переводе определённых греческих слов, и в некоторых переводах Библии используется одно, а не другое. Трудность заключается в том, что, не смотря на то, что эти слова есть в Библии, мы не используем их в нашем повседневном общении, поэтому трудно сказать, какое значение они несут в Писании. Для их восприятия у нас нет подходящей точки отсчёта.

Искупление и Умилостивление.

Давайте посмотрим на то, что эти слова означают, и начнём, пожалуй, со слова "искупление". Его приставка показывает, что слово имеет дело с удалением чего-то или с отстранением его от чего-либо. В библейском смысле это имеет отношение к удалению вины через плату за неё, или к возмещению ущерба. В противоположность этому "умилостивление" имеет отношение к самому объекту искупления. Здесь используется приставка "за" (в англ. эти термины однокоренные, и отличаются приставками, прим. пер.), поэтому "умилостивление" приводит к изменению отношения Бога к нам, Он перестаёт быть врагом и становиться "за" нас. Через принесение жертвы умилостивления, мы снова обретаем близкие отношения с Ним и Его милость.

В определённом смысле, умилостивление относится к миру с Богом. Мы знаем как слово мир (примирение) используется в военных и политических конфликтах. Мы думаем о так называемой политике по поддержанию мира - такой философии, которая ради успокоения буйного завоевателя, который собирает себе армии для завоеваний, готова пожертвовать частью страны, только чтобы не нарваться на блицкриг. То есть вы пытаетесь успокоить каким-либо образом его гнев, чтобы это удовлетворило его, и он не пришёл завоёвывать вашу страну. Но это не благочестивое проявление умиротворения. Но если вы сердиты или обижены, а я успокою вас или извинюсь, тогда я снова обрету ваше благорасположение и проблема будет решена.

Иногда одно и тоже, греческое слово переводится и как искупление и как умилостивление. Но между ними есть некая разница. Искупление - это действие приводящие к изменению отношения Бога к нам. Это то, что Христос сделал на кресте, и результат этого дела - умилостивление - Божий гнев нас не затронет. Разница та же самая, что и между уплатой выкупа и тем отношением, которое будет у того, кому выкуп уплачен.

Труд Христа был делом примирения.

Вместе, искупление и умилостивление, производят примирение. Христос выполнил свою работу на кресте, чтобы умилостивить гнев Бога. И эта идея не очень-то по душе современным теологам. На самом деле они очень гневаются от идеи об умилостивлении Божьего гнева. Они думают, что это слишком принижает достоинство Бога, если Его гнев нуждается в умилостивлении, если надо что-то, делать чтобы примириться с Ним. И нам надо быть очень осторожными в понимании идеи о гневе Божьем, но позвольте мне напомнить, что идея об умилостивлении Божьего гнева относится не к второстепенным вопросам и не находится где-то на периферии теологии, но в ней суть спасения.

Что такое Спасение?

Позвольте мне задать вам простой вопрос: "Что значит спасение?" Попытка быстро ответить на этот вопрос принесёт вам только головную боль, поскольку это слово используется в Библии 70-тью разными способами. Если кто-то избавлен от смерти в битве, он - спасён. Если кто-то выжил после смертельной болезни, он тоже спасён. Таков библейский язык, и он, на самом деле, не отличается от нашего. Например, мы копим деньги (англ. спасаем, прим. пер.), а боксёра на ринге спасает удар гонга, конечно же, спасает от поражения нокаутом, а не переносит в царство Божье. В общем, любое избавление от явной и насущной опасности может быть названо спасением.

Когда мы говорим о библейском спасении, надо быть осторожными, чтобы точно сказать от чего, в конечном счёте, мы спасены. Апостол Павел делает это для нас в 1 Послании к Фессалоникийцам 1:10, где он говорит, что Иисус избавил нас от грядущего гнева. По сути, Иисус умер, чтобы спасти нас от гнева Бога. Без этого невозможно понять проповедь и учение Иисуса из Назарета, поскольку Он постоянно предупреждал народ, что весь мир однажды придёт на суд Божий. Вот некоторые из Его предупреждений: "А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду" (Мф. 5:22); "Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мф. 12:36); "Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы." (Мф. 12:41). Теология Иисуса была теологией "кризиса". Это слово на греческом обозначает "суд". И кризис, о котором проповедовал Иисус, был кризисом неминуемого осуждения мира, в котором Бог изольёт свой гнев на неискупленных, безбожных и нераскаявшихся людей. И единственный способ избежать этого гнева - это быть покрытым искупительной жертвой Христа.

Поэтому главным достижением Христа на кресте было умилостивление гнева Бога, который поразил бы нас, если бы мы не были покрыты жертвой Христа. И, если кто-либо возражает против умилостивления или идеи о том, что Христос понёс на себе гнев Божий, будьте начеку, цена вопроса - Евангелие. Это относится к сути нашего спасения, то есть, как люди покрытые искупительной жертвой, мы спасены от самой большой опасности, какая только может существовать. Это ужасно - впасть в руки святого Бога, когда Он в гневе. Но Он не гневается на тех, чьи грехи были покрыты. В этом вся суть спасения.

www.ligonier.org