Что у либералов на уме? Р. Ч. Спрол (R.C. Sproul)
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

 

Когда возникает какая-либо дискуссия, касающаяся христианства и либерализма, очень важно дать либерализму правильное определение. Термин "либерал" может означать все что угодно от человека свободномыслящего, до защитника самых последних модных течений в царстве теологии или какой-либо иной идеологии. Этот термин движется в ногу со временем так, что вчерашний либерал может сойти за нынешнего консерватора без какого-либо изменения своего мировоззрения.

Тем не менее, когда мы говорим о либерализме в теологии, мы не имеем в виду некий образ мышления или философский наклон в какую-либо сторону, но мы говорим об определённом историческом течении, которое охватило умы многих служителей и прихожан в 19 веке. Либерализм 19 века следовал по пятам за мыслью эпохи просвещения и воспринял многие философские идеи, которые определяли модернизм. Корневые идеи, которые определили либерализм, были основаны на философии натурализма. Натурализм основывается на мысли, что вся реальность может быть объяснена с помощью только естественных понятий, без какого-либо обращения к сверхъестественному. И, в результате, либерализм 19 века массированно атаковал всё сверхъестественное содержимое исторического ортодоксального христианства.

Главными целями либерализма 19 века стали также и чудеса, совершенные Иисусом, как это записано в Новом Завете (не говоря уже о тех чудесах, которые записаны в Ветхом Завете). Те события, которые были названы или описаны в Писании, как чудесные и на самом деле вызванные сверхъестественным действием Бога, были отвергнуты, как наивные и ненаучные мифы, которые были так или иначе добавлены в оригинальные книги Писания. А чудеса, совершённые Иисусом, были объяснены естественными способами.

Например, кормление 5000 человек было описано, как мошенничество, которое Иисус совершил с помощью заранее подготовленного большого количества хлеба и рыбы в пещере, вход в которую был скрыт Его длинными одеждами. И подобно фокусникам, которые вытаскивают бесконечную цепочку сосисок или шарфов из своих рукавов, Иисус, стоя у скрытого входа в пещеру, делал это с помощью Своих учеников, которые подавали в складки Его одежды пищу и раздавали её из Его рук людям.

Другой способ, который использовали либералы, чтобы объяснить чудеса Иисуса, заключался в их моральном толковании. То есть в случае с кормлением 5000 человек, Иисус просто убедил тех, кто принёс с собой еду, поделиться с теми, у кого ничего не было. Это было "этическое чудо", с помощью которого Иисус возвысил идею о том, что нужно делиться с ближними.

Следующими в списке для нападок были сверхъестественные аспекты жизни Иисуса. Особенно либералы 19 века нападали на непорочное зачатие. И не только оно было отвергнуто, но и всякий другой сверхъестественный элемент жизни Иисуса, включая Его преображение, как возвышенное и неестественное событие, Его воскресение, Его вознесение и Его приход в конце времён. Все эти события были отброшены и отнесены к раннецерковной мифологии. Очевидно, что, поскольку Библия описывает личность и дела Христа с использованием сверхъестественных терминов, включающих ангелов, чудеса и исполнение предсказанных пророчеств, то и сами они, описанные таким образом в Писании, были отвергнуты. Библия была любимой целью для атак критически настроенных учёных, которые отвергали все предсказанные пророчества и всё похожее на сверхъестественное, и рассматривали Библию только как одну из книг написанных людьми в древности.

Это новое мышление быстро распространилось по Европе, исходя, в основном, из Германии, а затем пересекло океан и осело в теологических семинариях Соединённых Штатов,  создав глубокий кризис во многих церквях. Что было делать с церковной собственностью ценностью в миллиарды долларов и с тысячами людей, которые были рукоположены на служение, но больше не верили в историческое ортодоксальное христианство? Некоторые приняли позицию, что единственным честным ответом на этот скептицизм был отказ от служения и трудоустройство в другой области.

Тем не менее, ошеломляющее большинство тех, кто принял это мировоззрение решили просто изменить миссию церкви. Миссией церкви уже не было предприятие по личному спасению души Богом сверхъестественным способом, но скорее социальным предприятием по спасению человека от страданий насколько это возможно. Это дало возможность родиться "социальному евангелию", которое считало, что благая весть заключается в служении церкви гуманитарным нуждам в обществе. Самому Евангелию было дано новое определение, в терминах социального действия. Вслед за отрицанием некоторых аспектов исторического христианства, последовало и отвержение важности христианского учения. Доктрины были производными из учения Библии, а поскольку Библия попала в немилость, то и пропала нужда в поддержании значимости ортодоксального христианского учения.

Во все времена церкви угрожали ереси, связанные с ложными доктринами. И все еретики хотят принизить важность [истинного] учения. Когда доктрина уничижена, ересь может процветать без каких-либо помех. В 19 веке шведский теолог Эмиль Бруннер (Emil Brunner) написал труд о личности Христа, который назывался "Посредник". В этой книге Бруннер использовал одно слово, чтобы охарактеризовать либерализм 19 века: "неверие". Он видел в либерализме не простую смену нюансов в контексте христианской веры, но целостное отрицание самого сердца и души библейского христианства. 19 век стал свидетелем длительного влияния либерализма, особенно в главных деноминациях в Америке, с появлением, так называемого неолиберализма, последовавшего за радикальным критицизмом людей подобных Рудольфу Бултману (Rudolf Bultman) и его последователям.

Это либеральное мышление ни коим образом не исчезло из жизни церкви в наше время. Оно почти полностью подчинило себе главные деноминации и сильно ощущается во всех евангельских кругах. Среди самих евангельских христиан мы видим сильную эрозию библейской власти, готовность уступить позиции самого библейского Евангелия и широко распространённое отрицание важности и необходимости учения для христианской веры. Либерализм во всех поколениях является безоговорочным отрицанием веры. Его нельзя рассматривать как всего лишь одно из направлений христианства; оно должно быть названо своим именем - антихристианство, основанное на полном отрицание библейского Христа и Евангелия.

 

www.ligonier.org