Древние Обетования. Р.Ч. Спрол
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

Древние Обетования. Р.Ч. Спрол

"Новый в Ветхом сокрыт; Ветхий в Новом открыт." Это известное высказывание Святого Августина выражает насколько удивительно взаимосвязаны оба Завета Библии. Ключ к наиболее полному пониманию Нового Завета в том, чтобы видеть в нем исполнение того, что было открыто в подоплеке событий Ветхого Завета. Он указывает на будущее, подготавливает народ Божий для труда Христова в Новом Завете.

История искупления началась с самого сотворения. Книга Бытия, первая книга Пятикнижия, начинается с начала или с  "генезиса" (возникновения) вселенной, как это показано в откровении могучего труда Бога по сотворению. Описание создания вселенной приходит к кульминации в рассказе о сотворении человечества. И вскоре за этим происходит катаклизм: человечество бросается в бездну разрухи в результате греха Адама и Евы. И, начиная с третьей главы книги Бытия и до конца Библии, все остальное описание истории является историей труда Бога по искуплению падшего человечества. Бытие показывает, что тот же самый Бог, который все сотворил, является также и Богом искупления.

Книга Бытия дает нам обзор периода патриархов и заветов, которые Бог с ними заключал. Они формируют основание для всего того, что следует за этим в истории искупления. Начиная с Ноя и двигаясь вперед к Аврааму, Исаку, Иакову и его сыновьям, история открывает Божий план искупления, задуманный на столетия вперед, пока народ Божий ожидал полного исполнения обетований данных патриархам. И эти обетования были исполнены в личности и труде Иисуса.

Книга Бытия заканчивается тем, что дети Израиля мигрируют в Египет, чтобы спастись с помощью Иосифа, который правил тогда этой нацией, как премьер министр. Исход начинается со сцены изменения обстоятельств от благоприятных для Иудеев при Иосифе, до суровых, когда иммигрировавшая нация Израильтян попала в рабство к Фараону. Волнующая история Исхода является Ветхозаветным водоразделом божественного труда по искуплению. Она показывает нам историю божественного спасения рабов, плененных в Египте. Пленные были освобождены Божьей милостью, и Его победой над сильнейшей военной силой того времени: воплощенной в Фараоне и его армии. Это указывает на еще большее освобождение более великим Посредником от рабства греху.

Из Ветхозаветной группы рабов, Бог сформировал нацию и назвал ее Своим народом. Через посреднический труд их раннего лидера, Моисея, Бог дал им Свой Закон. Предельное выражение Закон нашел в Декалоге или Десяти Заповедях. Декалог выставляет на передний план моральный закон, по которому народ Божий должен жить. В конечном счете, Закон предназначен для того, чтобы люди поняли свою нужду в искупителе. Исход также добавляет к Десяти Заповедям множество законов, называемых Кодексом Святости, который демонстрирует, через прецедентное право, практическое применение морального закона, находящегося в Декалоге.

В конце книги Исход и далее в книге Левит, мы видим законы определяющие поклонение, обряды и установление священства, все это использовалось, как указывающие символы или тени, труда Христа, который должен был прийти. Также мы видим установление особенно важных праздников: Праздника Седмиц, Праздника Собирания плодов и, что самое главное, Дня Искупления. Драма этих событий снова показывает нам на их полное исполнение в совершенной жертве, которая была принесена на кресте Иисусом.

Книги Чисел и Второзаконие, которые заканчивают первые пять книг Библии называемые "Пятикнижие" или "Тора", продолжают развивать исторический план испытаний Израиля от дней исхода до смерти Моисея в земле Маовитской. В этих книгах, мы также видим те роли, которые Бог назначил разным коленам Израиля, а также дарование второй части Закона (Второзаконие), снова объясняющей условия завета, который Бог заключил с Израилем. Здесь объясняются обязанности, ответственность, санкции и благословения, которые входят в завет. Установление проклятий и благословений положило основание для совершенного служения Иисуса, который, как наш посредник в Новом Завете, понес все проклятия наших грехов и заслужил для нас, через Свое совершенное повиновение, благословения, обещанные в этом завете.

От Бытия до конца Второзакония, мы находим наиболее важную теологическую основу, которая дает нам опору для нашего полного понимания Христианской веры. В ранних столетиях, для кого-либо быть признанным теологом, значило по меньшей мере написать комментарии на книгу Бытия, поскольку столько всего важного для понимания труда Христова находилось в Бытие и в остальных книгах Пятикнижия. И на самом деле, в Пятикнижие, сокрыт весь Новый Завет, но его откровения дает нам возможность понимания всего остального откровения, дарованного Богом, от книги Иисуса Навина до Апокалипсиса.

В наши дни заветная структура искупления часто невидна. То что должно быть ясно, даже при беглом чтение Пятикнижия, вытеснено в тень и заменено другими структурами или рамками - продуктами людских домыслов.

Заветная структура искупления не заканчивается в последней книге Пятикнижия. Она продолжается во всем Ветхом Завете.

Перед пришествием Христа, Мария восславила Господа, радуясь, что "милость Его в роды родов". Она сказала, что Бог помнит Свои древние обетования патриархам:

Воспринял Израиля, отрока Своего,

Воспомянув милость,

Как говорил отцам нашим,

К Аврааму и семени его до века

(Лк. 1:54:55).

www.ligonier.org