Новости
Вера и История. Р. Ч. Спрол (R.C. Sproul) |
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего |
"Однажды, давным давно..." Эти слова говорят о том, что начинается сказка, придуманная история, а не здравое повествование о настоящих событиях. И Библия начинается не с этим, а словами: "В начале Бог..." Это высказывание, стоящее в самом начале Библии, открывает Пятикнижие, или пять первых книг Ветхого Завета, и устанавливает фон для Божьих действий в линейной последовательности исторических событий. От первых глав книги Бытия и до конца книги Откровения, полностью совершается план искупления, происходя в настоящем пространстве и времени - являясь частью самой настоящей истории. Исторический характер Иудее-Христианства - это то, что заметно отличает его от всех форм мифологии. Мифы ценны своей моралью или духовным смыслом, в то время как их историческая ценность незначительна. Сказки могут повлиять на наше настроение, но они мало что делают, чтобы дать нам уверенность в реальности. Двадцатый век стал свидетелем кризиса исторического измерения библейского Христианства. Немецкие теологи определили важное различие между обычной историей и тем, что они назвали "историей спасения" или, иногда, "историей искупления". Это различие основывалось в первую очередь на очевидном характере Писания, а именно на том, что оно является не просто записью событий жизни людей и народов. Не просто хрониками человеческой деятельности, но включает в себя откровение Божественной деятельности в истории. Поскольку Библия отличается от обычного повествования истории и была названа "историей спасения", то понадобилось совсем немного, чтобы полностью вырвать библейское откровение из его исторического контекста. И никто не был более значителен в действии отделения Евангелия от его исторического контекста, чем немецкий теолог Рудольф Бултманн (Rudolf Bultmann). Он изобрел новую теологию, и назвал ее "теологией вне времени". Эта теология не заинтересована в реальном прошлом или будущем. Согласно Бултманну важным является только настоящий момент. Спасение не происходит в горизонтальной плоскости настоящей истории, а совершается по вертикали - в настоящий момент или, как это еще называют, в "экзистенциальный момент". Мы можем задаться вопросом: Как долго длится этот момент? Существует некая параллель между Декартовой идеей "точки" и экзистенциальной идеей "момента". Когда Декарт пытался найти положение находящееся между физическим и умственным, простирающимся в пространстве и не простирающемся в пространстве, он описал математическую точку, как место соприкосновения двух миров. Точка является гибридом между физическим и не-физическим в то смысле, что она занимает какое-то пространство, но при этом не имеет определенных размеров. Подобным образом, функция экзистенциального момента в спасении для таких людей как Бултманн в том, что момент занимает какое-то время, но, при этом, не имеет определенной длительности. С одной стороны он занимает время; с другой, он возвышается над временем и, как некоторые называют его - "супратемпорал", то есть за пределами времени. И когда спасение определяется подобными терминами, то вся идея линейно движущейся истории становится по сути незначительной и неважной. Так что давние поиски исторического Иисуса могут быть оставлены как бесполезное занятие. И снова, для экзистенциального Евангелия Бултманна спасение приходит прямо и непосредственно сверху. По вертикали, в момент экзистенциального кризиса. Далее, продолжая различать историю и мифологию, Бултманн доказывает, что Библия является смесью и того, и другого. И, чтобы Библия имела значение для современного человека, ее нужно очистить от мифологической шелухи, чтобы проникнуть к спасительному ядру. То есть она должна быть "демифологизированна". Не все ученые библеисты 20 века разделяют взгляды Бултманна на историю и искупление. Некоторые его критики обвиняют его в нео-гностицизме за то, что он отодвинул спасение в сферу непознаваемого. Герман Риддербос (Herman Ridderbos), голландский ученый занимающийся Новым Заветом, соглашается с тем, что библейская история - это история искупления, но это в то же самое время - история, включающая в себя искупление. Хотя содержимое Писания глубоко касается искупления, это искупление неразрывно связано с историческим контекстом, в котором оно совершается. Не надо быть философом или ученым-теологом, чтобы понять разницу между словами: "однажды давным давно" и словами: "В год смерти царя Озии..." (Ис. 6:1) или "В те дни вышло от кесаря Августа повеление..." (Лк. 2:1). Библейская идея искупления в истории показывает Бога действующего в пространстве и времени для подготовки Его народа для совершения Его плана спасения. Христос приходит на землю не в случайный исторический момент, "но когда пришла полнота времени" (Гал. 4:4). Оскар Куллман (Oscar Cullman), швейцарский ученый, ревностно боролся в своих произведениях с вертикальной, экзистенциальной теологией Бултманна, он провел изумительное исследование самой идеи времени, как она открывается в Писании. Он подчеркивал, например, различие между двумя греческими словами, которые могут быть переведены на английский язык как "время". Это слова "кайрос" (kairos) и "кронос" (chronos). Кронос относится к движению времени мгновение за мгновением. От этого слова произошли английские слова хроника, хронология и хронометр. Оно относится к обыкновенному течению времени в истории. Кайрос же относится к особо значительному моменту в истории, имеющему продолжающееся значение. Момент времени - кайрос - это момент, который влияет на все, что происходит после него. Например в Ветхом Завете, исход был моментом кайроса. В Новом Завете такими моментами было рождение Иисуса, были крест и воскресение. Ближайшее к этому слово в английском языке - это слово исторический (не принадлежащий истории, а имеющий историческое значение, - Прим. пер.). Все события, происходящие в истории, - исторические, но не все они считаются имеющими историческое значение. Для того, чтобы считаться таковыми, они должны иметь специальное значение и особое влияние на жизнь. Поэтому Библия является записью исторически важного труда Бога по искуплению в контексте пространства и времени. Извлеките Евангелие из его исторического контекста и Христианство будет полностью разрушено. www.ligonier.org |