Новости
"Дабы они не сделались сетью среди вас". Р. Ч. Спрол |
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего |
Когда церковь перестает быть церковью? На этот вопрос, в течении истории, было дано несколько ответов, в зависимости от перспективы отвечающего и оценки некоторых групп. Не существует единого толкования того, что представляет из себя истинная Церковь. Тем не менее, в классической Христианской ортодоксии появились некоторые стандарты, которые определяют то, что мы называем "кафолическим" или вселенским христианством. Это вселенское христианство указывает на необходимые истины, которые были выдвинуты вперед вселенскими вероисповеданиями первого тысячелетия и, исторически, являются частью исповедания практически каждой христианской деноминации. Тем не менее, существует, по крайней мере два пути, которые ведут религиозную группу к несоответствию со стандартами, присущими церкви. Первый, это когда они впадают в состояние отступничества. Отступничество случается, когда церковь оставляет свое историческое место, покидает свои исторические взгляды на исповедание, и дегенерирует в состояние, когда основополагающие христианские истины открыто, отрицаются или к такому отрицанию относятся совершенно спокойно. Еще один показатель отступничества - это общий уровень морали. Церковь фактически становится отступнической, когда она санкционирует или ободряет большие и отвратительные грехи. И это можно обнаружить сегодня в противоречивой системе деноминаций, таких как большая часть Епископальных и Пресвитерианских церквей, обе эти деноминации отошли от своих исторических исповеданий по этическим соображениям. Впадение церкви в отступничество должно быть отличаемо от тех сообществ, которые, в первую очередь, никогда на самом деле не достигли статуса жизнеспособной церкви. Это относиться к явлению, к которому обычно соответствуют культы и еретические группы. И снова здесь мы не находим единого определения того, что представляет из себя культ или секта. Оба термина несут в себе более одного значения или смысла. Например, все церкви, которые совершают обряды и ритуалы имеют в сердцевине заботу об их "религиозном культе". Религиозный культ - это организованная совокупность поклонения, которая есть в любой церкви. Тем не менее, это культовая сторона настоящих церквей может быть искажена до такой степени, что термин культ используется по отношению к ним, в его уничижительном смысле. Например, словарь может содержать в себе такое определение слова "культ" - религия, которая считается ложной, неортодоксальной или экстремистской. Когда мы говорим о культах в этом смысле, на ум приходят крайние искажения отдельных групп, таких как явление Дженстауна. Там была группа последователей, привязанных к их, страдающему манией величия, лидеру, Джиму Джонсу, они показали свою степень привязанности тем, что добровольно подчинились указанию Джонса принять цианистый калий. Это крайняя степень культового поведения. Подобное же может быть найдено среди Бранч Давидианс, последователей Отца Дивайна в Филадельфии, и в других меньших группах, которые появлялись и исчезали в ходе истории. Стоит отметить, что почти каждый труд, в котором разбирается история культов, будет включать в себя разбор больших религиозных групп, таких как Мормоны или Свидетели Иеговы. Тем не менее, большой размер и длительность существования таких групп приводит к тому, что они пользуются все большим доверием с течением времени и с увеличением количества людей, принимающих их верования. Когда мы рассматриваем группы, подобные Мормонам и Свидетелям Иеговы, мы находим элементы истины в их вероисповеданиях. Все же, в то же самое время, они явно отрицают то, что исторически может рассматриваться как необходимые истины Христианской веры. К этому без сомнения можно отнести их бессовестное отрицание божественности Христа. И те и другие отрицают это. И хотя в своих исповеданиях они в некоторой степени возвышают Иисуса, у них Он не достигает уровня божества. Обе группы считают Христа возвышенным существом. Следуя за древним еретиком Арием, Мормоны и Свидетели Иеговы доказывают, что Новый Завет не говорит о божественности Христа; скорее, как они считают, Он является возвышенным первородным из всего творения. Они говорят, что Он первое творение созданное Богом, которому потом была дана верховная власть над всем творением. Хотя Иисус и превознесен в подобной христологии, это все равно не достигает уровня христианской ортодоксии, которая исповедует божественность Христа. Отрывки Нового Завета, где говорится, что Иисус "первородный", и "рожденный прежде всякой твари" толкуются неверно, чтобы оправдать их восприятие Христа, как творения. В первые три столетия Христианской истории [главным] библейским отрывком, который доминировал в размышлениях церкви о понимании Христа, был пролог к Евангелию от Иоанна. Он содержал в себе утверждение о том, что Христос является Логосом или вечным Словом Бога. Иоанн провозгласил в своем Евангелии, что Логос - Слово "было у Бога, и Слово было Бог". Это "у Бога" предполагает различие между Логосом и Богом, но соотношение через связку глагола "было" указывает на идентичность между Логосом и Богом. Эту идентичность Мормоны, Свидетели Иеговы и прочие культы отрицают с помощью подстановки неопределенного артикля в текст, получая в результате, что Логос был "богом" [с маленькой буквы]. Чтобы так истолковать текст, нужно сначала принять какую-либо форму политеизма. А это совершенно не соответствует Иудео-Христианской теологии, где божество понимается в монотеистических терминах. Угроза культовых искажений - это то, с чем Церковь должна бороться в каждом поколении во все времена. Также важно понимать, что даже настоящие церкви могут содержать некоторые практики, которые отражают поведение культов. Культы могут возникнуть в структуре определенных церквей. В Римской церкви, например, на Гаити мы видим смесь между Римско-католической теологией и культовой практикой Вуду. Также, в том же самом сообществе, несомненно, существуют большие группы людей, которые почитают Марию до такой степени, что это выходит за пределы, одобряемые самой церковью, что приводит к дегенерации поклонения в культовое мышление. Но это может быть и среди Лютеран, Пресвитериан или любой другой группы, когда ортодоксия приносится в жертву преданности идолам. www.ligonier.org |