Больше чем Победители. Р.Ч. Спрол
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

 

"Если у вас это есть, то вы никогда это не потеряете, а если потеряли - значит никогда не имели." Эта краткая пословица выражает учение Церкви, которое некоторые называют Учением о Вечной Безопасности, а другие - "Сохранением Святых". Среди второй группы, Сохранение Святых относится к пятому пункту из так называемых "Пяти пунктов Кальвинизма", которые охвачены акростихом TULIP, и Р - последняя буква начинает фразу (на английском, прим. пер.) "Сохранение Святых". Другой способ кратко выразить это учение: "однажды в благодати, в благодати навсегда".

Идея о Сохранении Святых отличается от учения об Уверенности в Спасении, хотя их никогда нельзя разделять. Были в истории Церкви такие Христиане, которые соглашались, что Христианин может быть уверен в своем спасении, но только на короткий срок. То есть, человек мог знать, что сегодня он в благодати, но это знание или уверенность не могли ему гарантировать, что он останется в благодати завтра, или послезавтра, или даже до смерти. С другой стороны, те, кто верил в Сохранение Святых, также верили и в то, что человек может быть уверен в спасении, и не только сейчас, но вечно. Итак, снова, сохранение можно отличать от уверенности, но нельзя отделять от него.

Теперь мы сталкиваемся с таким вопросом, почему Реформаты, классически и исторически, так упорно держаться за учение о Сохранении Святых? Как они это объясняют?

Первая причина основана на самой логике. То есть учение о Сохранении Святых может быть рассмотрено, как логический вывод из, или целесообразное заключение учения о Предопределении. Здесь многие теологи засомневаются и скажут, что мы не должны строить наше богословие на основании логических выводов из других доктринальных посылок. Тем не менее, если этот вывод не только возможен, но и является обязательным, то это вполне законно его использовать. Тем не менее, подобные выводы должны быть взяты из Библейских истин, поскольку наше учение состоит не только из того, что явно написано в Писании, но и из того, что может быть выведено как прямое и обязательное следствие из текста Писания. Возможно, что опасность вывода учения о Сохранении, как простого логического положения из Предопределения, в том, что живое, внутреннее значение может быть утеряно в глубине теологической абстракции. Но, не смотря на опасность, мы должны понимать, что если мы полностью понимаем Библейские учения о Предопределении и Избрании, то мы поймем и то, что вся цель Божьего декрета об избрании не в том, чтобы сделать спасение временно возможным для избранных, но в том, чтобы сделать спасение постоянной реальностью для тех, кого Он предопределил к спасению. Повторюсь, Предопределение существует не для временной веры, но для веры постоянной.

Второе основание для нашей уверенности в учении о Сохранении - это действительные и явные обещания, данные в Писании. Оно учит нас, что то, что Бог начал в нас, Он завершит. Петр говорит нам, что мы должны славить Бога, который по Своей милости, возрождает нас к живой надежде, через воскресение Иисуса Христа из мертвых, к чистому, нетленному и неувядающему наследию, которое сохраняется на небесах для нас, охраняемых Божьей силой, через веру для спасения, которое готово открыться в последнее время (1 Пет. 1:3-5). Обещания Бога, как это отмечает здесь Петр - чисты и неувядаемы. Наше наследие в безопасности.

Когда мы смотрим на труд Христа совершенный для нас, мы не только видим Его искупление, которое гарантировало оплату наших грехов, мы видим вознесение Христа и Его служения до места по правую руку от Отца, где Он находится, как наш Первосвященник

Здесь мы видим заступническое служение Иисуса для тех, кого Отец дал Ему, и некоторое понимание этого Первосвященнического заступничества мы можем получить из 17 главы Евангелия от Иоанна, где Иисус молится, чтобы никто никогда не погиб из тех, кого дал Ему Отец.

Несмотря на обещания Нового Завета, заступничество за нас Христа и учение об избрании, которое указывает на несомненный факт о сохранении святых, мы все же должны серьезно воспринимать предупреждения об отступничестве, которые часто можно встретить в Новом Завете. Павел сам говорит о том, как ему пришлось смирять свое тело, чтобы подчинить его, чтобы ему не стать отступником. Он говорит о тех, кто отошли от веры.

В конце своего служения, Павел, в своем последнем письме Тимофею, объявляет об отступничестве Димаса, который забыл его, поскольку, не смотря на долгое сотрудничество, он больше возлюбил нынешний мир. И так, здесь предполагается, что Димас, также как и остальные, кто начал с жизненно важного исповедания веры, наконец, оказался в погибели и пропасти отступничества. Как иначе мы можем понять важные предупреждения данные в 6 главе Послания к Евреям? Здесь мы должны сказать, не вытаскивая из текста то, чего там нет, что Новый Завет, несмотря на предупреждения об опасности отступничества, явно заявляет, что те, кто полностью и окончательно отступили, никогда не были настоящими верующими. Иоанн пишет в своем послании: "Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами" (1 Ин. 2:19).

В 6 главе Послания к Евреям, в конце бросающего в дрожь предупреждения об отступничестве, написано: "мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так" (стих 9). Люди из видимой Церкви, как это было в Израиле времен Ветхого Завета, конечно же, отступают от своего исповедания веры и заканчивают жизнь в погибели. То же самое происходит и в обществе Нового Завета. Люди могут присоединиться к видимой Церкви, исповедать веру в Христа, но со временем отпасть - в некоторых случаях полностью и окончательно. И из учения Писания мы должны сделать заключение, что подобные случаи отступничества совершаются людьми, которые веру исповедали, но их исповедание не было настоящим.

И наконец, основанием нашей уверенности в сохранении на самом деле являются не наши к этому способности, а Божья сила и милость. Если бы мы были предоставлены сами себе, то в нашей человеческой слабости, мы не только могли бы отпасть, но мы точно отпали бы. Тем не менее, причина, почему мы не отступаем, причина, по которой мы выдерживаем до конца в милости нашего небесного Отца, который сначала по благодати призвал нас. Он поддерживает нас, и сохранит до самого момента прославления.

www.ligonier.org