Новости
СТРЕМЛЕНИЕ СВЯТЫХ К НЕБУ И БУДУЩЕЕ БЛАЖЕНСТВО Джон Гилл На смерть Элизабет Гилл (1764) |
Богословие - Труды Джона Гилла |
Далее апостол обращает внимание на Авраама и его потомство, на котором он сосредотачивается особо, и отмечает, что Бог призвал этого хорошего человека из родной страны, чтобы перейти в другую, и что он по вере повиновался и пошел вперед, не зная, куда он пошел, и что с ним будет; и как он, с Исааком и Иаковом, жил в шатрах в ней и считал себя странником и пришельцем, и что у них была возможность вернуться в страну, откуда они прибыли, но не обращая внимания на это, Авраам никогда не возвращался к ней, и когда он повелел своему слуге взять оттуда жену для своего сына Исаака, он не повелел ему нигде оставаться, ибо и у него, и у сына была другая и лучшая страна, и они стремились к лучшему, то есть к небесному. Это относится не ко времени, когда писал апостол, ибо тогда они уже были в небесах, в этой лучшей стране, но ко времени, когда они жили в шатрах на чужой земле, и когда они исповедали себя странниками и пришельцами там, имея в сердце намерение искать другую и лучшую страну. Все это может быть применено к верующим везде и всегда, в любой и каждый период времени, ибо они, как Авраам, призваны из их родной страны, от мира и от людей, среди которых они родились, и они должны отделиться от них и не иметь больше отношения к ним, ибо они призваны отказаться от собственного народа, и дома их отца, и под действием Божественной благодати оставить все и следовать за Христом, как делали апостолы. И, как патриархи жили в шатрах на земле, поэтому они живут в телах, называемых домами из глины, которые имеют свои основания во прахе; их земной дом, эта хижина, очень легок и вскоре разрушится. Апостол Петр использует эту метафору по отношению к собственному телу: я думаю, говорит он, что должен, "доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне" (2 Пет.1.13-14); и как патриархи исповедали себя странниками и пришельцами на земле, так и те, кто действенно призван по милости Божией. Они считают себя чужими и пришельцами здесь, как и все их отцы, ибо знают, что их жизнь на земле является состоянием паломничества, и их время на ней - время странствования, которое они должны проводить в страхе; а значит, и апостол Петр обращается к таковым, и призывает их, как странников и пришельцев, "удаляться от плотских похотей" (1 Пет.2.11). И хотя у них есть возможность вернуться в прежнее состояние и образ жизни, и искушение этим может появляться в их все еще плотских и неверующих сердцах, подобно израильтянам, которые в приступе неверия были готовы отречься от своего вождя и вернуться в Египет, к своим плотским аппетитам и прежнему положению, и так действует сатана, который стремится привлечь их обратно, к козням и соблазнам мира; и все же, несмотря на это, влияние Божественной благодати на них таково, что они противятся этому и расположены в пользу духовного и небесного, и не обращают внимания на их прежнюю земную страну; и такова сила Божественной благодати, в которой они находятся, что они не из тех, кто отступает к погибели, но стоят в вере ко спасению (Евр.10.39), и они хотят искать и ищут лучшей и небесной страны; этот мир не их дом, здесь они не имеют постоянного града, но ищут будущего, их гражданство на небесах, и их сердца там. Говоря об этих словах, я должен отметить следующие вещи. I. Будущее состояние счастья описано как страна лучшая, небесная, и город, приготовленный для них. (1). Эта страна в целом велика, широка и просторна. Она на самом деле лишь иногда называется "домом, который вечно на небесах" (2 Кор.5.1). Но это также дом, который состоит из "многих обителей" или жилищ (Иоан.14.2). Их достаточно для многих, которые предопределены к вечной жизни, для многих Христос пришел, чтобы отдать душу Свою для искупления; для многих, за прощение грехов которых была излита Его Кровь, ибо многие оправданы правдой Его, и для многих сыновей, которые были приняты в семью Бога и приготовлены к славе. Ее также называют городом, то есть собранием жилищ, которые подходят для святых и достойны их, как иногда и город назван страной (ст.14). И это также царство, большое и крепкое, которого достаточно для поселения всех святых, которые были с самого начала мира, и будут до конца его. Иногда оно представлено в виде дальней страны: "некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство" (Лк.19.12). Этот благородный Человек есть Христос, и далекая страна, куда Он вошел, есть Небо; эти слова означают Его вознесение на небо, и целью Его как Посредника с самого начало было получить Свое Царство более зримо и славно, ибо в Его вознесении Он был соделан и объявлен Господом и Христом. И когда совершится Его возвращение, Он востребует со Своих слуг таланты, которые Он доверил им в Свое отсутствие. Небо названо также дальней страной не только в отношении нечестивых людей, которым действительно оно всегда было и будет далекой страной, ибо "богач поднял глаза свои в аду, и увидел вдали Авраама и Лазаря" Лк.16.23), но это так, по отношению к святым, в их нынешнем состоянии, которое является состоянием удаления и отсутствия, и то видение и перспектива этой страны, которые они имеют сейчас, еще очень далеки: "глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю, которая находится очень далеко" (Ис.33.17). Но они не всегда будут столь далеки от нее, они станут близки, и это то, чего они так желают: "Духом Твоим благим", говорит Давид, благим в Своей Личности, природе и служении, и в Его руководстве, "ведет меня в землю правды" (Пс.143.10). Она названа так потому, что никто, кроме непорочных и правых, не живет там, только правые сердцем и жизнью, только те, кто имеют правду Христа, и Его праведность, вмененную им. Таким образом, новое небо и новая земля, где обитает правда, принадлежат только праведным и никому более; никакие оскверненные люди не вступят в Новый Иерусалим, и неправедные не наследуют Царства Божия и славы его (2 Пет.3.13, Откр.21.27, 1 Кор.6.9). (2). Будущее счастье святых можно назвать страной, по отношению к земле Ханаанской, которая была прообразом ее, ибо это была земля, обещанная Аврааму и семени его. И так вечная жизнь есть обещание Бога, и о нем говорится, как если бы это было единственное обещание, ибо это самое великое и основное из обещаний: "обетование, которое Он дал нам, есть жизнь вечная" (1 Иоан.2.25 ср. Иак.1.12). И это очень древнее обетование, ибо оно было в сердце Бога с самого начала, и благодаря тому, что Он дал его, мы пребываем "в надежде вечной жизни, которую Бог, который не может лгать, обещал от начала мира" (Тит 1.2). Ханаан был, как его иногда называют, землей покоя, покоем Господа, Который учил детей Израиля наслаждаться им (Евр.3.11,18, Втор.12.11). Когда завершился их путь по пустыне и они были избавлены от всех врагов их, они были введены в свое наследие, и там "остается покой для народа Божьего"; Шабат есть покой духовный и вечный, покой от грехов, от всех трудов и скорбей, от болезней и бедствий, страданий и бед любого рода. Земля Ханаанская - это прекрасная земля, изобилующая всеми благами, земля, где течет молоко и мед, приятная и желанная (Исх.3.8, Втор.3.25, Пс.112.4). Небеса - это страна, где великая благость Божия царит неописуемо, ибо "не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку", чтобы представить себе, что там происходит. Ибо это мир, где нет голода и жажды ни в буквальном, ни в духовном смысле, где пребывает полнота радости и блаженства во веки веков. Земля Ханаанская была подготовлена для израильтян, в ней были все наслаждения жизни, без боли, труда и мук; это были дома, которых они не построили, колодцы, которых они не рыли, виноградники и оливковые деревья, которых они не насаждали (Втор.6.10-11). Небо изобилует всеми благами, уготованными для святых, без всякого труда их; оно не достигается благодаря любым делам праведности, совершенным ими, и те, кто утверждаются на законе, не есть наследники этой небесной страны; она дается только по обетованию благодати, как вечная жизнь - это дар Божий через Иисуса Христа. Земля Ханаанская была разделена по жребию сынам Израилевым при Иисусе Навине, и также небесное наследство, которое во Христе, мы, как говорит апостол, получили по определению Божию (Еф.1.11). Это небесное наследие - не плотское, неопределенное и неустойчивое, но наследники пользуются им, потому что они избранные Божии, которые, безусловно, предопределены к нему, и будут владеть им, ибо они призваны к наследию святых во свете, и пользуются им не по своему усмотрению и не по любой их заслуге, но по избранию Божию и его свободной, богатой, суверенной благодати во Христе. 2. Состояние будущего счастья святых описано как лучшая страна; оно лучше, чем Месопотамия, или Халдея, откуда пришел Авраам, лучше, чем в земле Ханаанской, обещанной ему и его семени, и лучше, чем любая страна по всему кругу земли, или чем весь мир. (1). Благость этой страны не в ее целебном воздухе или умеренном климате, ибо на небесах никакие тлетворные испарения не могут заразить воздух, нет вредоносных похотей, которые губят души людей, нет худых сообществ, которые развращают добрые нравы, нет никакой скверны, глупых разговоров, порочных отношений; ничто гнилое не исходит из уст жителей этой лучшей страны, здесь нет грязных и нечестивых разговоров, и ничто не досаждает здесь праведным, ибо все здесь дышит незапятнанной чистотой и совершенной святостью. Здесь нет никакой тьмы или тумана, затемняющего души. Святые в их нынешнем состоянии иногда переживают темные и пасмурные дни, когда свидетельство истины благодати в них, и их надежды на вечную жизнь и счастье становятся неясными; поднимаясь, такие туманы затмевают для них лик Возлюбленного, Он уходит, и они не могут ни видеть Его лица, ни слышать Его голос; облака греха встают между Богом и ими; по отношению к разумному общению они ходят во тьме и не видят света; но не так в лучшей стране, которая чиста, как безоблачное небо на восходе прозрачного утра, как ясное сияние солнца после дождя, но уже не солнце и луна сияют в ней, но Сам Господь будет вечным светом святых; дни их скорби окончатся, и не будет более тьмы, но яркий, совершенный и вечный день, и никаких бурь, грозных ветров и ураганов не будет более, о них не слышали и не знали в этой лучшей стране. В нынешней жизни святые бросаемы бурей, они безутешны; но Христос действительно тайник от ветра и покров от бури Божественного гнева и мести, Он представляет собой скалу, на которой построены их души, так что когда спускаются дожди, приходят наводнения и налегают ветры, они стоят в безопасности, потому что построены на Скале веков; но хотя они безопасны, однако те, избиения волн и рев ветра, гнев на грех и искушения сатаны, и гонения от мира вместе с другими скорбями причиняют им большие беспокойства и горе. Но в лучшей стране все безмятежно и спокойно, здесь нет сильной жары и холода, никакой боли от огня закона, гнева и пламенного меча правосудия или раскаленных стрел сатаны. Преследования больше не повредят святым здесь, ибо они служат Господу день и ночь; солнечный жар не поразит их, ибо их овевает чудный прохладный ветерок благодати, и журчащий поток любви сотрет всякую слезу с очей их. Здесь нет скорбей от греха или от забот жизни, от слишком сильной связи с земными и мирскими вещам, которая охладила бы их преданное служение; ничего подобного таким вещам, как как холодность, равнодушие и безразличие в религиозном поклонении не известно здесь. Любовь, непрестанно исполненная благодати, светится Божественным теплом в каждой груди, в самой глубине Его силы и полноте совершенства.
(3). Благость этой страны заключена в ее богатстве, и, вообще говоря, когда страна является плодотворной, она богата; плодотворность ее делает ее жителей богатыми, и это не только богатство благодати, но и что богатство славы, которая далеко превосходит все земные богатства; богатства этого мира - богатства неверные, сегодня они есть, а завтра их нет, они бегут и исчезают, но богатство лучшей страны - определенное и твердое, существенное, прочное и долговечное; это сокровище, которое моль не повреждает, и воры не подкапывают и не крадут; это сокровище неисчерпаемое, ибо никто никогда не измерит его величие, однако святые знают, что они имеют на небесах лучшее и более прочное наследие, чем все, что может быть на земле (Евр.10.34). (4) То, что делает небесную страну предпочтительной перед всеми остальными - это ее мир. Бог "творит мир на высотах Своих", в высотах небес, где обитают Его святые и ангелы (Ис.25.2), которые на земле могут лишь провозгласить мир (Иер.12.5). В этом мире редко пребывает мир; войны царят то в одной, то в другой его части, и даже по заключении мира мы вновь быстро слышим слухи о войне; и по отношению ко всему на земле жизнь людей - это непрестанная война. В особенности у святых и народа Божия много врагов: это мир, плоть и дьявол, и плоти их нет никакого покоя (2 Кор.7.5); у них нет мира с сим миром и с дьяволом, которые вместе с их поврежденной природой есть их злейшие враги, и самый совершенный и самый миролюбивый верующий подобен полкам со знаменами (Песнь 6.13), которые борются друг с другом, ибо в нем "дух желает противного плоти, а плоть противного духу", и "закон в членах" противостоит закону ума; но когда закончится эта жизнь и время борьбы ее, не будет больше войны и наступит мир, и даже самый измученный и встревоженный человек найдет вечный мир, который никогда не будет потревожен. (5). Другим несравненным превосходством этой небесной страны, которое делает ее лучше любой другой, является ее безопасность. Нет "ни боли, ни сокрушения на святой горе"; в этой земле нет никакой опасности с любой стороны, ни от воров и грабителей, ни от хищных зверей, нет больше ни рыкающего льва, ни коварного змия, который проник в сад Эдема и довел наших прародителей до гибели, и который искушает святых и угрожает им в этой жизни и прельщает народы; ему нет места в этой лучшей стране, ибо древний змий и сатана сброшен с небес и ему не найдется там больше места; на земле он ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить, ему еще позволяется бродить по этому миру, но он не допущен в мир горний: "Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него, он не должен находиться там, но будут ходить искупленные" (Ис.35.9); они будут пребывать в полной безопасности, и им будет нечего бояться. (6). То, что добавляет бесконечной предпочтительности этой стране перед всеми остальными - это наилучшее общение. Здесь не только духи праведников, достигших совершенства, которые общаются друг с другом самым небесным и духовным образом и воспевают хвалу Агнцу, но и ожидающее их неисчислимое множество ангелов, готовых поклониться вместе с ними, и, что неизмеримо выше всего этого, здесь пребывает непрерывное общение с Богом, Отцом, Сыном и Духом, здесь Бог все и во всем, и все святые Бога во Христе видят Его как Он есть; здесь слава Его явлена вполне, и все они могут видеть Его как Он есть, уподобиться Ему и навсегда пребыть с Ним. 3. Состояние будущего блаженства святых описывается как небесная страна, которая находится на небе, и как мы говорим, что такая-то страна находится в Европе или Азии, так об этой стране надо сказать, что она есть "дом на небесах, нерукотворенный, вечный" (2 Кор.5.11). Если этот город на небесах, то и "наше жительство на небесах" (Фил.3.20), и поэтому как его граждане мы имеем "наследие небесное" (1 Пет.1.4 KJV), и если оно названо также страной или царством, то это Царство Небесное (Мтф.5.20); и эта страна является не чем иным как самим небом, в котором обитает Бог и Отец наш, "Отец наш, сущий на небесах"; и мы можем лишь согласиться с псалмопевцем: "Что мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле" (Пс.73.25). Иисус, пребывающий одесную Своего Божественного Отца, наш Глава и супруг, Друг и Брат, Искупитель и Спаситель - вот наше сокровище, удел и наследие, в котором должны быть наши сердца; и неудивительно, что эта страна должна быть лучшей и небесной природы, ибо она предназначена Богом для святых душ, и каков Небесный, таковы должны быть и небесные, и если они рождены свыше (Иоан.3.3), то они стали причастниками Божественной природы, то есть всего небесного, что имеет некоторое сходство с природой Бога на небесах, и как участники небесного призвания они могут насладиться небесной страной, которая соответствует их духовной природе, тогда как ни в одной земной стране они не могут дышать столь свободно. 4. Блаженство и счастье святых в другом мире описывается как город, "основание которого Бог", то есть вечная любовь Божия, источник Его благодати и славы, и избрание благодати Божией во Христе, основание Божие, которое стоит, запечатанное этой печатью, ибо "Господь знает своих", и завет благодати касается их всех; и конечно, Христос есть Основание Божие, как и основание для апостолов и пророков, и всего их служения, а потому Новый Иерусалим, как сказано, имеет как говорят, двенадцать оснований, потому что и Христос, единственный фундамент, опирается на двенадцать апостолов. Это противопоставлено палаткам и шатрам, у которых нет основания, но которые легко убрать, переезжая с места на место, и означает твердость и неизменность этого "постоянного града" (Евр.13.14). И пусть не думают, что это слабое выражение, когда апостол, после того как он назвал будущее состояние святых страной лучшей и небесной, он также называет его городом, ибо в любом царстве и стране есть главный город, столица страны, резиденция царя ее, где у него есть свой дворец, суд и вельможи, и таков этот город, "которого художник и строитель Бог", ибо все, что в нем есть, построено руками не людей, но Самого Бога, но это также город великого Царя, достойный королей и принцев, в котором, однако, будут жить все святые. Ассирийский царь хвастливо сказал: "неужели не цари князья мои?" (Ис.10.8), и это верно для всех князей Иеговы, Его святых, ибо все они сделаны царями а также священниками Бога и Христа и поэтому имеют город, приготовленный для них, чтобы им жить в соответствии с их высоким происхождением, предназначением и достоинством; и этот город может быть постигнут в какой-то мере из великого описания нового Иерусалима, ибо "даже улицы его из чистого золота, и его стены и ворота из жемчуга" (Откр.21.10), и тем не менее даже это дивное видение не в состоянии вполне изобразить настоящее величие его. Таким образом, я дал образ и описание будущего счастья святых; выскажу теперь лишь несколько вещей относительно двух других наблюдений. II. Отношение святых в их нынешнем состоянии к их будущему счастью таково, что они непрестанно готовы искать его. 1. То, что они стремятся к ней, предполагает некоторое знание о ней, ибо нельзя стремиться к тому, что нам неизвестно, и человек может иметь некоторые знания о стране, которую он никогда не посещал, из свидетельств лиц, которые были там, описаний и карт, и плодов, приносимых оттуда, по которым он может в какой-то мере составить суждение о ней; так что израильтяне знали, прежде чем они вошли в землю Ханаан, что это за страна, отчасти по описанию, ибо Бог описал ее как землю, где течет молоко и мед, и частично, в докладе шпионов, которые пошли для ее осмотра, и также видя гроздь винограда, инжира и гранаты, которые они принесли с собой оттуда, и таким образом народ Божий некоторым образом знает о небесной стране, и не только через служение Слова и описание ее по картам Священного Писания, но на собственном опыте, по предвкушению плодов той земли и видению ее, хотя бы отдаленному, которое есть у Божьих людей, ибо у них есть надежда войти за завесу и их вера свидетельствует о вещах невидимых. Поэтому у них есть пламенное стремление и, если иметь в виду прямое значение используемого здесь слова, самое острое желание, которое делает их готовыми : быть вне тела, что они могут быть с Господом в этой стране, и они готовы уйти из этого мира и предпочтут его стране, в которой они живут сейчас, чтобы они могли быть со Христом в лучшей стране. 2. Они стремятся к этой стране, "ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества" (Евр.11.14). Мы ищем будущего, постоянного града; они ищут его сразу, как только они призваны и обращены, и они стремятся к нему искренне, старательно и всем сердцем своим: и они ищут его на правильном пути, не так, чтобы получить его по делам праведности, совершенным ими, ибо те, кто будут искать его таким образом, никогда не найдут его. Евреи подвизались, но не получили, потому что они искали не в вере, а, так сказать, от дел закона, но если праведность человека не превзойдет праведность книжников и фарисеев, то он никоим образом не войдет в Царство Небесное, и в лучшую страну, и те, кто надлежащим образом стремятся к ней, ищут только Царства Божия, славы небес и праведности Христовой, которая единственно дает право на нее. Таковые получают оправдание даром, по благодати Божией, праведностью Христа, и становятся наследниками в надежде вечной жизни (Мтф.5.20, Тит 3.7). 3. Святые ищут эту лучшую страну и небесный город, как Авраам, Исаак и Иаков, искавшие их по вере. Вера часто имеет видение, и не только тогда, когда она взирает на Христа как ее предмет, но и когда она ищет вечного счастья и города, основание которого Бог, ищет блаженного упования, ожидая милости Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни. Святые не только верят, что есть такое состояние счастья, но что это для них, и поэтому они ждут его: "а мы духом ожидаем и надеемся на праведности от веры" (Гал.5.5). III. Бог принимает людей, которые имеют желание искать и ищут состояние будущего счастья. Он не стыдится их, называя Себя их Богом, потому что то, что Бог будет называться Богом Своего народа, является великим благословением завета: "Я буду их Богом, и они будут Моим народом" (Иер.32.38), и счастливы те люди, которые находятся в таком отношении к Богу. Их счастье не слишком заметно; другие люди могут быть счастливы во временном смысле, те, кто любит многие вещи этого мира, но трижды и бесконечно счастливы те, у кого Господь есть Господь. Я не буду входить в рассмотрение этого чудесного благословения благодати, хотя это открыло бы большое поле для рассуждений. Я должен только обратить внимание на фразу, которая здесь используется: что Бог не стыдится назвать Себя Богом Своего народа, и это столь замечательно и необычно, что стоит между двумя утверждениями текста и образует связь между ними обоими, и со словами, сказанными раньше: но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог, и т.д. Так как патриархи очень желали и искренне искали состояние счастья в другом мире, то Бог не стыдится владеть ими, и даже вступить с ними в столь близкие отношения, чтобы они были Его народом, а Он был их Богом. Если бы они были устремлены только к этому миру, они наследовали бы только землю и земное, и если бы они боролись только за это и не желали ничего, кроме земли Ханаанской и временных благословений ее, Бог постыдился бы назвать Себя Богом таких людей, Он не принадлежал бы им, но отверг бы всякие отношения с ними; но теперь, поскольку милостью Его их души дышали ощущением будущего состояния бессмертия и блаженства, и стремились к небесной стране, где они надеялись наслаждаться Богом во веки веков, поэтому Он не стыдится их, называя Себя их Богом, но называет Себя так, как Моисею из куста: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова (Исх.3.6), как это говорится и о Христе в этом послании: "И Освящающий и освящаемые все от Единого" (2.11); они одной природы, они в одном завете, они участники одного доброго дела, хотя и в разной мере, ибо, в частности, один есть Освящающий, а другие освящаемые, но оба святы; потому Он не стыдится называть их братиями, так как Он дал понять, что Его воля, чтобы они были едины с Ним и освящены Им. Подобным же образом, хотя Бог есть Высокий и Превознесенный, Его престол на небе, и земля подножие ног Его, но Он не стыдится призреть на души смиренные и сокрушенные (Ис.57.15, 66.1-2), причем эти слова стоят в связи со следующими: "ибо Он приготовил им город", что также показывает, что Он не стыдится их, называя Себя их Богом, ибо если бы Он не сделал этого, по-человечески говоря, Он должен был бы постыдиться, называя Себя их Богом. Бог Авраама призвал его из родной страны и дома отца его, чтобы пойти и жить в чужой стране, как странник и пришелец в ней; конечно, это правда, что Он обещал дать ему, и его потомству, эту землю в наследие, но ему лично Он не дал наследства ни на стопу ноги, как говорит Стефан (Деян.7.5). Если же Бог не сделал положение Авраама лучше, то Ему было бы стыдно назвать себя его Богом, но Он подготовил ему город и лучшую страну, чем Ханаан, и Авраам знал это, верил в это, искал этого и умер в вере. И поэтому Бог не стыдится святых, называя Себя их Богом, ибо многие бедные святые, которых Бог призвал действенно, по благодати Его из числа людей мира, нуждаются в одежде, чтобы прикрыть тело, нуждаются в скудной пище, убогом жилище и в самых грубых житейских вещах, и если бы Бог не предоставил лучшего тем, кого Он призвал, то Он, говоря по-человечески, постыдился бы назвать Себя их Богом. Но хотя они бедны в мире сем, они богаты верою как наследники Царства, и для этих смиренных бедняков, которые живут здесь в убогих жилищах и нуждаются в самом необходимом, Он подготовил город, достойный королей и принцев, с великим изобилием всех возможных благ. Он берет нищих от навозной кучи и ставит их среди князей, чтобы наследовать престол славы, и поэтому Он не стыдится, называя Себя их Богом, а наоборот, ликует и радуется, что Он является их Богом, и явил славный завет Свой, даровав в нем такие щедрые блага Своему народу. Это слова, которыми можно выразить лишь немногое из того, что им предназначено. Приготовленный им город и слава лучшей страны, как я сказал - это будущее счастье святых на небесах, и оно подготовлено ни для кого более, как только для тех, кого, как говорит Сам Христос, Он получил от Отца Своего, ибо это Царство, уготованное им в Его вечной цели и указах от создания мира (Мтф.20.23, 25.34). И избранные сосуды милосердия заранее подготовлены к этой славе, и в свое время они встретятся с ней, будучи готовы к этому через праведность Христа, возложенную на них и примененную к ним Духом Святым и благодатью, и Христос Сам пребывает в них, чтобы приготовить им место в этом городе, в этой лучшей стране, Своим присутствием и непрестанным ходатайством за каждого из Его людей, и Он вернется, чтобы принять их к Себе, чтобы там, где Он, могли быть и они (Иоан.14.2-3). Я хотел бы закончить. Сказанное может послужить тому, чтобы отучить нас от этого мира, и оттянуть наши сердца от него, и заставить нас быь свободными от него и от всех вещей в нем, так как это не наш покой, наш дом, наши родные места, в другой стране, и это может быть полезным для того, чтобы оживить наше стремление к другому миру, чтобы мы могли ожидать лучшей страны и искать ее, и это также может указывать нам счастье тех, которые до нас пришли в эту страну и находятся в лучшем сообществе. Но удержусь от большего.
|