Основа Доктринального Богословия. О Законе Божьем. Книга 4. Глава 6. Дж. Гилл
Богословие - Труды Джона Гилла

Основа Доктринального Богословия.

Книга 4. Глава 6

 О Законе Божьем

Из того, что мы видим, можно сделать вывод, что при прежнем домостроительстве (действии Завета Благодати, прим. пер.) было смешение Закона и Евангелия, как это происходит и сейчас; они встречаются в обоих Заветах [- и Новом, и Ветхом];  Закон больше выделялся, чем Евангелие,  при прежнем домостроительстве; поэтому, мы обычно называем его домостроительством Закона; также есть больше Евангелия, в нынешний период, поэтому мы называем его Евангельским домостроительством; но и то, и другое есть в каждом из них; и будет правильно, если мы посмотрим на Закон и Евангелие отдельно, чтобы соединить уже сказанное, с тем, что еще будет сказано по этому поводу; и позже я естественно приду к описанию великих и славных истин Евангелия, а пока я намерен разобрать их отдельно. И начну с Закона.

Слово "закон" используется по разному, иногда как название части Писания - Пятикнижия, или Пяти книг Моисея; как это было упомянуто Христом, когда Он называл разные части Писания (Лк. 24:44), вместе с Пророками, и как отличающийся от них (Ин. 1:45; 8:5). Иногда оно используется как название всех книг Ветхого Завета, которые, в основном, так и называют: Закон, так, например, была названа книга Псалмов, когда ее цитировали (Ин. 10:34; 12:34; 15:25). Иногда оно обозначает учение Писания в общем: как легальное, так и евангельское (Пс. 18:8); учение о Евангелии особо, и даже учение о Мессии (Ис. 2:3; 42:4), названо в Новом Завете "законом веры" (Рим. 3:27), также, иногда, оно обозначает все законы, данные Богом через Моисея народу Израильскому, (их можно разделить на законы церемониальные, судебные и моральные), как нечто отличающееся от Евангелия Благодати Божьей (Ин. 1:17).

1. Церемониальный Закон, о котором мало что осталось сказать, поскольку уже многое было разобрано, касается церковного государства Иудеев, их священников, жертв, праздников, постов, омытий и т. д. И хотя некоторые из этих обрядов были еще до Моисея, например жертвоприношения, различение между чистыми и нечистыми животными, обрезание и т. д., все же они были обновлены и утверждены, а также к ним были добавлены и другие; и все они были собраны в кодексе законов Моисея, который он дал народу Израиля, ведомый божественным приказом. Этот Закон был тенью благ, которые должны были прийти  через Христа, был тенью Евангелия, и на самом деле был Евангелием закрытым вуалью символов и образов; священники служили модели и тени небесного; жертвы символизировали жертву Христа; празднества были тенями тела и сути Христа; омытия символизировали очищение кровью Христа; Закон был воспитателем Иудеев, пока Он не пришел; но когда пришла вера, то есть Христос - цель веры, они уже вышли из подчинения воспитателя, и уже не имели нужды в Законе, как таковом; произошла его отмена, из-за его слабости и непригодности; поскольку он стал бесполезным и ненужным, исполнившись во Христе.

2. Судебный Закон, который признает политическое государство или светское правительство Иудеев, и состоит из предписаний и осуждений, в соответствии с которыми судьи в Израиле определяли как судить и какой выносить приговор во всех делах, которые им приходилось разбирать; и люди должны были беспрекословно подчиняться этим приговорам (Втор. 17:8-11). Такие, которые относились к причинению любого вреда людям или собственности, или к наказаниям за оскорбления, как за большие так и за малые; эти предписания были даны

Моисеем, но не созданы им; их создал Сам Бог. Правительство Иудеев было весьма специфической формой управления; это была теократия, правительство, подчиняющееся напрямую Богу; хотя Он является Царем всего мира, и Правителем над всеми его народами, все же Он был по особому и своеобразно Царем Израиля; и это Он создал для них законы; а не кто-либо из Израильских судей или правителей, и даже не Моисей, их законодатель ходящий перед Богом: и поэтому, когда он сталкивался с каким-либо делом, которое не было прямо определено в Законе, данном Богом, он откладывал свое решение до тех пор, пока не получал от Бога ответ по этому поводу; (см. Лев. 24:12; Числ. 15:34). И когда народ Израиля захотел царя, как это было у соседних народов, это возмутило Бога, и Он расценил это, как отказ от того, чтобы Он был их Царем; и хотя Он дал им царя, или позволил им, чтобы он у них был, это было совершено в гневе; но Он все еще особо управлял ими, чтобы их цари никогда не могли создать новые законы; и даже самые лучшие и мудрейшие из них, такие как Давид и Соломон, не создали ни одного; и когда в Израиле была совершена реформа, такими царями как Езекия и Иосия, это было сделано не через новые постановления, но через возвращение силы действия старым законам, через требование к судьям и служащим, действовать согласно им.

Можно задаться вопросом: имеют ли сейчас силу судебные законы или законы относящиеся к Иудейскому государству, и надо ли их сейчас соблюдать? На это можно найти ответ, если разделить их; некоторые из них специфически относились к государству Иудеев, к их пребыванию в земле Ханаанской, до тех пор, пока у них была своя страна, пока не пришел Мессия, потом они должны были исчезнуть (Быт. 49:10), а также такие, которые относились к наследованию, приобретению или отделению наследства из-за брака; восстановлению наследия в юбилейный год; женитьбе на вдове брата и т. п. Цель этих законов была в том, чтобы колена не перемешивались до прихода Мессии, чтобы можно было легко понять из какого колена Он пришел. Были и другие законы, которые особо подходили естественному характеру и нраву этих людей, поскольку они были завистливы, жестоки, притесняли бедных, были своевольны и испорчены, ревнивы и мстительны; для чего и были нужны законы об освобождении на шестой год слуг, попавших в рабство; о прощении долгов, и прекращении возделывания земли каждый седьмой год; о ссуживании денег под проценты; об оставлении части урожая и забытого снопа на поле; и других, относящихся к разводам, к суду над женой, подозреваемой в измене, к городам убежищам от мстителей за кровь: эти и прочие законы исчезли вместе с Иудейским государством, и не имеют никакой силы для других народов. Но были и другие судебные законы, которые был основаны в свете природы, на здравом смысле, на справедливости и беспристрастности, и они и сейчас имеют полную силу; они, как о них сказано (Втор. 4:6, 8), являются мудрыми и справедливыми законами, созданными Самим Богом, Царем и Законодателем. И, совершенно точно - лучше всего устроены и упорядочены те правительства, которые ближе всего подошли к благополучию Израиля, к тем его светским законам, которые только что были описаны; и там, где их используют, там совершенно точно происходит так, как об этом сказала Мудрость: "Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду" (Притч. 8:15); и если бы эти законы были более строго соблюдаемы, в отношении наказаний за преступления, особенно за тяжкие, тогда положение вещей стало бы более стабильным, чем оно есть в некоторых правительствах; а также судьи, вынося приговоры, могли бы нести свою службу более уверенно и безопасно, и с более чистой совестью. И государство Израиль было управляемо этими законами многие сотни лет, и, если, в течении времени, происходил какой-нибудь судебный случай, оно не нуждалось в других законах для решения светских вопросов; я не могу отказаться от  убеждения, что, если бы свод светских законов был создан на основании Библии, совершенного Закона Господа, или через выражение теми же словами, или путем правильных логических выводов из аналогичных случаев, то этого было бы достаточно для правительства любой страны: и тогда не было бы нужды в таком количестве книг и адвокатов; и, возможно, было бы меньше судебных процессов. Тем не менее, мы, Христиане, не зависимо от того, при каком правительстве мы живем, должны подчиняться всякому человеческому закону ради Господа, и ради совести; всякому закону, кроме тех, которые противоречат здравому смыслу, логике, религии и совести (см. Рим. 13:1-7; Тит. 3:1; 1 Пет. 2:13-14).

3. Моральный закон, который, в основном, находится в Декалоге или Десяти Заповедях (Исх. 20:3-17), и который наш Господь коротко выразил, уменьшив с двух скрижалей до двух главных заповедей: возлюби  Бога и возлюби своего соседа (Мф. 22:36-40), как и апостол свел заповеди второй скрижали к одной: возлюби, что он назвал исполнением закона (Рим. 13:9-10). И эта заповедь: любить Бога и ближнего своего, обязательна для всякого человека, и является заповедью вечной, постоянной и неизменной; и об этой заповеди я должен поговорить более подробно, и обратить свое внимание:

 3а. Первое, на автора и на подателя этого закона; Бог был его автором и создателем; Моисей был служителем и подателем закона от Бога; сначала Бог сказал заповеди, или повеления потомкам Израиля; и это Он начертал их на каменных скрижалях; эти надписи были надписями Бога, высеченные перстом Божьим; от Его правой руки исшел этот пылающий Закон: посредством служения ангелов; он назван Словом сказанным через ангелов; через их действие; они вложили Закон в руки посредника, Моисея, который стоял между Богом и людьми, и принял слова жизни от Него и передал народу. Закон был в начале, еще до Моисея; или, в противном случае, не было бы ни преступлений, ни вменения греха, ни порицания вины, ни какого-либо наказания;  отчего смерть, справедливое наказание за грех, царила от Адама до Моисея; и сверх того, точный закон, запрещающий есть плод от дерева познания добра и зла; данный для испытания повиновения человека всему моральному закону, имеющему форму завета, в котором Адам был федеральным главой, для всех своих потомков; и это завет он нарушил, чем вовлек себя и своих потомков в несчастье и погибель. Кроме этого, еще был естественный закон, написанный его Творцом у него на сердце, закон повиновения Ему; через который он многое знал о Боге и о природе морального добра и зла, и который, хотя во многом и изглаженный грехопадением, остался в потомках Адама; и даже в язычниках (Рим. 1:19-20; 2:14-15),  и который снова записан в сердцах народа Божьего при возрождении, в соответствии с Заветом Благодати (Иер. 31:33). Закон Моисеев, по веществу и сущности, то же самое, хотя отличное по форме действия, что и естественный закон; который был обновлен во времена Моисея, чтобы получить подтверждение и не изгладиться полностью из умов людей; что было весьма реальной опасностью из-за того, что в мире сильно возросла порочность: и, для сохранения, Закон был записан, "буква Писания пребывает" (досл. перевод с латыни, прим. пер.); записан на каменных скрижалях, чтобы сохраниться на долгий срок; как сказал апостол "он дан по причине преступлений", чтобы запретить и ограничить их, чтобы наказать за них; а также "Закон пришел после, и таким образом умножилось преступление", грех Адама; чтобы обнаружилась его отвратительность, и могла быть провозглашена справедливость его вменения всему потомству Адама; а также, чтобы все прочие преступления могли быть видимы через него, как чрезвычайно грешные, и по настоящему заслуживающие наказания (см. Гал. 3:19; Рим. 5:20; 7:13). Он не был явлен, как чистый Завет Дел, хотя, праведные в своих глазах Иудеи, и обратили его в таковой, и пытались достичь жизни и праведности через него: и так он породил рабство и стал смертоносной буквой; и не был явлен как чистый Завет Благодати, хотя и был дан, как отличительная милость народу Израильскому (Втор. 4:6, 8; Пс. 147:8-9; Рим. 9:4) и выражал много благодати и доброты; он предварен провозглашением, что Господь является Богом Израиля, который по Своей благодати, вывел их из Египта (Исх. 20:2, 6, 12). Но это было частью и ответвлением Завета, на который указывал Закон, при которой Завет Благодати совершался при прежнем [Ветхозаветном] домостроительстве; который он и символизировал, как это уже было отмечено прежде; и главная цель обновления была в том, чтобы Христос, пришедший из Иудеев, мог быть рожден прод Законом, как залог Своего народа, праведность которого Он должен был исполнить, и, на самом деле, всю праведность; поскольку Он был его целью, обобщением и исполнением.

3b. Второе, на эпитеты, данные этому Закону, или свойства, которые будут рассмотрены далее; те, которые Библия явно приписывает ему, что показывает его природу и качества. 

3b1.  Он совершенен. "Закон Господа совершен" (Пс. 18:8), и это истинно касательно морального закона, через который люди познают "что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим. 12:2), что Ему угодно, а что нет, он включает в себя все обязанности человека, как по отношению к Богу, так и по отношению к человеку; поскольку благоговеть перед Богом и исполнять Его заповеди - это и есть все обязанности человека; что включает в себя любовь к Богу и любовь к своему ближнему; и это охватывает все обязанности в обоих отношениях, а это весьма много и объемно; это очень широкая заповедь; она настолько полна и совершенна, что к ней ничего не добавишь и не убавишь, и добавить к ней что-либо, чтобы сделать ее еще более совершенной, просто невозможно: паписты говорят о соборах, наставлениях и т. д., как о дополнениях, но они относятся либо к Закону, либо к Евангелию.  И Социане говорят, что Христос пришел, чтобы сделать закон еще более совершенным; они выводят это из некоторых отрывков (Мф. 5:1-48), где Христос повторяет то, что было сказано в древности, и добавляет, что Он думает об этом; и это нельзя понимать, как будто Он дает новые законы, но как то, что Он придает законам истинное значение и освобождает их от ложных толкований и замечаний, сделанных книжниками и Фарисеями: и когда апостол Иоанн говорит о новой  заповеди, он подразумевает старую заповедь о любви друг к другу, как он сам это объясняет (1 Ин. 2: 7-8), и которую он называет новой, поскольку она усилена новым примером Христовой любви, явленной через Его смерть, к Своему народу, а также новыми мотивами и аргументами возникшими от этого.

3b2. Он духовен; мы знаем, что закон духовен, говорит апостол (Рим. 7:14), и надо понимать, что здесь говориться о моральном законе; что касается церемониального закона, то он назван законом "заповеди плотской", относящимся к плоти (Евр. 7:16; 9:10), который касался только плоти и ее освящения: но моральный закон настолько духовен по своей природе и требованиям, что такой святой и духовный человек как апостол Павел, когда сравнивал себя с ним, и смотрел на себя в зеркало закона, говорил о себе, что он "плотян, продан греху" (Рим. 7:14). Закон достигает и мыслей, и намерений сердечных, и привязанностей ума, он запрещает и контролирует все его незаконные и неподобающие движения. Таким образом шестая заповедь не только запрещает убийство, но и неправедный гнев, эмоциональную горячность, злость, ярость, злобу, негодование и месть, созревшие в уме и выраженные словами. Так и седьмая заповедь запрещает не только внешний акт нечистого поведения, такого как любодеяние, прелюбодеяние и т. д., но и нечистые мысли, желания и нецеломудренные привязанности, как и взгляды, и слова. Закон направляет, не только к внешнему поклонению Богу, но и внутреннему, духовному; такому как любовь к Господу, благоговение перед Ним, возложение упования на Него и уверенность в Нем, что соответствует Его сути как Духа; это требует от человека служения Ему всем своим умом и духом, всем своим сердцем, как это делал апостол (Рим. 7:25), и помощь Духа Божия нужна, чтобы соблюдать Закон; Бог в завете обещал своему народу: "Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете  ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять" (Иез. 36:27).

3b3. Закон "свят"; поскольку так о нем сказано (Рим. 7:12), и заповедь свята; он исходит от святого Бога, от которого не может исходить что-то не святое; поскольку святость - это Его природа, и Он свят во всех своих делах; закон же является записью Его святой воли; суть закона или его требования - святы; даже освящение сердца и жизни; он направляет к святой жизни в этом нечестивом мире, к жизни трезвой, праведной и благочестивой.

3b4. Он также справедлив, как и свят и благ (Рим. 7:12). Нет законов праведнее законов Божьих; суд Божий совершенно истинен и праведен (Втор. 4:8; 18:10). Он беспристрастен для всех, и требует одинаково как с одного, так и с другого, и воздает всем по делам их; он справедливо осуждает нечестивых людей за грехи, и справедливо оправдывает тех, кто обладает требуемой праведностью; и Бог праведен в соответствии со Своим законом, и, в то же время, оправдывает тех, кто верит в Иисуса.

3b5. Закон Благ; его Автор один благ, по сути, изначально благ; от Него исходит всякий благой и совершенный дар, и не исходит ничего злого или плохого. Закон по своей природе хорош, он благ морально; Бог через природу, и еще больше через Закон Моисеев, показывает людям, что Он благ; в законе Бог устанавливает для них, какие добрые дела они должны совершать; и какого зла они должны избегать: закон привлекательно благ, но только не для невозрожденного человека, чей плотский ум враждует со всем, что хорошо, в том числе и с законом Божьим; но для возрожденного человека, который, как апостол, в душе находит удовольствие в законе Божьем, и любит его, как Давид, а также размышляет над ним, как это делает каждый хороший человек (Рим. 7:22; Пс. 118:1-2, 97). Он также хорош своей пользой; не для Бога, поскольку, когда люди делают все, что могут, они, по отношению к Богу, как рабы ничего не стоящие (Лк. 17:10), но для людей, для их соседей, для их братьев и сестер во Христе, кому они могут послужить своими добрыми делами (Тит. 3:8), а также для них самих; поскольку великая награда приходит не из-за исполнение заповедей, а заключается в их исполнении, эта награда - спокойная совесть  (Пс. 18:12; 118:165). "Закон добр, если кто законно употребляет его" (1 Тим. 1:8). Существует законное и незаконное его применение; это незаконно использовать закон, чтобы пытаться достичь жизни и праведности через него; поскольку он не может дать жизнь, и праведность не от него; и никто не может быть оправдан делами закона перед Богом; поскольку никто не может исполнить его в совершенстве; нет праведника, который делал бы добро и не грешил: но он законно используется, когда ему подчиняются в вере, из любви, взирая на славу Божию, без какой-либо эгоистичной или злой цели.  Что приводит меня к рассмотрению более подробно следующего:

3c. Третье, использование Закона по отношению к грешникам и святым.

3c1. К грешникам.

3c1a. Для обличения грехов. Грех - это нарушение Закона, через который становится ясно, что это - грех, запрещенный законом; "Ибо законом познается грех"; и не только великий, действительный грех, но и внутренняя склонность ума, апостол говорит: "я не понимал бы пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай" (Рим. 3:20; 7:7). Все же только через использование закона Дух Божий показывает уму, который Он просвещает, его греховность; поскольку это дело Духа: спасительно обличать грехи; что Он и делает с помощью закона.

3c1b. Для ограничения греха; для этого используются человеческие законы; поэтому светские судьи так страшны для преступников: так закон, своей угрозой, удерживает их от греха, даже когда они не убеждены в греховности своих действий и не соглашаются с ним; хотя подобные ограничения только сильнее и сильнее раздражают их внутренне, подобно как поток воды раздувается и поднимается, если встречает преграду.

3b1c. Для обвинения и наказания за грех; закон создан для грешников и направлен против них, чтобы обвинить их, если они не оправданы во Христе (1 Тим. 1:9-10). Он обвиняет за грехи, спрашивает за них; свидетельствует о них; закрывает рот оправдывающемуся грешнику; выносит обвинительный приговор перед Богом; проклинает и приговаривает: закон служит делу обвинения и смерти; и его приговор приводится в исполнение, кроме тех

случаев, когда человеку вменяется праведность Христа.

3c2. Использование закона по отношению к святым и истинным верующим во Христа.

3c2a. Чтобы указать им волю Божью; что они должны делать, и чего избегать; показать им их обязанности, и побудить их исполнять их, как по отношению к Богу, так и по отношению к человеку; поскольку в этом весь Закон.

3c2b. Чтобы быть для них правилом для жизни и взаимоотношений; не законом, через который обретается жизнь; но нормой по которой следует жить; чтобы направлять их стопы, управлять их путями и сохранять их от кривых дорог. Мудрец сказал: "Ибо заповедь есть светильник, и наставление - свет" (Притч. 6:23). А отец мудреца сказал: "Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей" (Пс. 118:10)

3c2c. Закон как зеркало, в котором верующий, через свет Духа Божия, может увидеть и понять, что он за человек; насколько искажен, плотян и испорчен, в сравнении со стандартом, который дан законом; и насколько человек далек от совершенства; Давид сказал: "Я видел предел всякого совершенства, но Твоя заповедь безмерно обширна" (Пс. 118:96); и дела людей просто не соответствуют ей; поэтому хорошие люди понимают, что их собственная праведность недостаточна, чтобы оправдаться перед Богом, будучи не лучше, чем грязные лохмотья. Поэтому:

3c2d. Поэтому их подводят к тому, чтобы высоко ценить и дорожить праведностью Христа, поскольку она полностью соответствует святому и праведному закону Бога; и даже больше того, через это закон возвеличивается и чтится; поэтому они желают быть во Христе, не облачаться в свою праведность, но в Его; поскольку Он является целью всего закона по достижению праведности, для каждого верующего.

3d. Четвертое, Закон Божий продолжает существовать при нынешнем домостроительстве для уже обозначенных целей; Христос пришел не разрушить его и уменьшить человеческие обязательства по отношению к нему; но чтобы исполнить его: и закон не уничтожен и не сведен на нет верой, или учением об оправдании верой в праведность Христа; это совсем не так, но закон утвержден верой (см. мою проповедь "Закон утвержден Евангелием."): есть определенный смысл в том, что закон "преходящий", и святые освобождены от него; "умерши для закона, которым были связаны" как в тюрьме; и они "умерли для закона телом Христовым", через Его повиновение и страдания в теле (2 Кор. 3:11; Рим. 7:4, 6).

3d1. Он не продолжает действовать как Завет Дел; и, на самом деле, если сказать точнее, он и не был дан народу Израильскому как Завет Дел, но имел только символический смысл; хотя Иудеи и обратили его в таковой, и искали праведности и жизни через него: но Бог, после грехопадения человека, никогда не заключал с ним Завета Дел, чтобы люди могли через него обрести жизнь и спасение; поскольку с тех пор у человека никогда не было достаточно сил, чтобы исполнить условия подобного завета; тем не менее, верующие точно не под законом или Заветом Дел; но под благодатью или под Заветом Благодати.

3d2. Он также не продолжает действовать через посредничество Моисея, Закон больше не в его руках, и не должен рассматриваться как таковой; все Моисеево управление разбито на части, и подошло к концу, прообразом чего послужило событие, когда Моисей бросил каменные скрижали из своих рук, и разбил их, когда сошел с горы: Закон, особенно Декалог, как и форма его совершения, был дан специфически Иудеям, как это очевидно из предисловия к нему, которое не может относиться ни к кому, кроме них, это также очевидно и из времени поклонения данного им в Четвертой заповеди, которая была временной и

символичной; и через обетование долгой жизни в земле Ханаанской, добавленного к Пятой заповеди.

3d3. Он не продолжается для верующих как ужасающий закон, поскольку они не пришли к горе Синай, и не живут при бурном и устрашающем совершении [Завета Благодати]; но они пришли к горе Сион, и ко всем привилегиям Евангельского государства: они также не связаны его безжалостными требованиями; и их мир и утешение не зависят от строго соответствия закону, или совершенного ему повиновения: они не трепещут в страхе и не вынуждены к повиновению из-за его угроз и проклятий, но они сдерживаемы любовью Бога и Христа, чтобы бодро идти по пути его заповедей; им дано желание служить закону своими сердцами и умами, с помощью силы и действия божественной благодати в них; и они служат ему, не в ветхости буквы, но в новизне духа, или в обновлении их свободным Духом Божьим.

3d4. Для святых он уже не проклинающий и не осуждающий закон. Будучи грешниками и преступниками, они подпадали под его обвинение, но Христос искупил их от его проклятия, став клятвой за них; так что больше для них нет проклятия; они недосягаемы для него, и его обвинения; всего этого нет для тех, кто во Христе. Кто обвинит? Христос умер, и через смерть понес на себе их обвинительный приговор, освободив их от него; и перейдя от смерти в жизнь, они уже никогда не будут осуждены (Гал. 3:10, 13; Рим. 8:1, 33; Ин. 5:24).

3d5. Но все же закон остается для них как правило для хождения по жизни и для [регулирования] отношений между ними; и должен восприниматься ими, как исходящий от Христа (см. мою проповедь "Закон в руке Христа."), Который являет его как Царь и Законодатель в Церкви, и Он, а не Моисей, должен быть слышен и услышан, как Сын и Хозяин в Своем доме. Верующие, хотя и освобождены от закона, в смысле, поясненном раньше [, как писал апостол Павел]: "не будучи чужд закона перед Богом, но подзаконен Христу",  и обязаны уважать его; и, точнее, поскольку он был в Его сердце, и Он родился под законом и исполнил его, то закон можно рассматривать с радостью, и служить ему с удовольствием (1 Кор. 9:21).