Новости
УЧЕНИЕ О ВМЕНЕННОЙ ПРАВЕДНОСТИ БЕЗ ДЕЛ Джон Гилл |
Богословие - Труды Джона Гилла |
1. Это не подчинение человека закону дел, потому что все его дела несовершенны и, следовательно, не могут служить для него оправданием. Те люди, которые наиболее охотно погнались за праведностью по делам закона, а также внесли наибольший "прогресс" в это дело, потерпели в нем полный провал, ибо Израиль в целом в ту эпоху, когда жили фарисеи и, в частности, они сами ставили свою праведность в причину оправдания народа и каждого человека в нем, и все же Господь наш говорит: "Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Мтф.5.20). Если и можно сказать, что эти люди были лицемерны, и поэтому их праведность не могла достигать праведности реальных и искренних христиан, то на это легко ответить словами мудреца, что "нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы" (Еккл.7.11). Самые святые люди, которые когда-либо были на земле, были готовы с легкостью признать несовершенство их послушания и праведности. Уже Иов был убежден в этом и вполне искренен, когда он говорил: "Хотя бы я омылся и снежною водою и совершенно очистил руки мои, Иначе говоря, я столь отвратителен, что любые одежды праведности, чистота которых мне досталась с такими усилиями и болью, будут далеки от принятия в глазах Судии, ибо они достаточно открывают отвратительную нечистоту моей природы, чтобы сделать меня предметом Его ненависти. Именно поэтому Давид хотел бы, чтобы Бог не входил в суд с ним, ибо пред Ним "не оправдается никто из живущих" (Пс.143.2), если собственной праведностью. И потому Церковь времен Исайи признает, что вся праведность ее - как грязные тряпки (Ис.64.6), и, следовательно, ею нельзя оправдаться. Поэтому об этой праведности здесь не может быть и речи, ибо она - праведность от дел. Кроме того, всякое послушание человека закону является его собственной праведностью. Поэтому праведность, о которой мы слышим здесь, должна быть другой, и значит, это вмененная праведность. Собственная праведность человека, заложенная в нем, не нуждается во вменении ему. Добавьте к этому, что блаженство человека не может состоять в результатах его собственной праведности, ибо спасение и духовные вещи не достаются по делами праведности человеческой, но истекают только из благодати, милости и любви Божией во Христе, ибо если бы счастье человека заключалось в его праведности или достигалось ею, а не благодатью, милостью и любовью Бога в его спасении, оно было бы закрыто для него, а дело Сына Божия, Который смирился, оказался под судом и понес всю ответственность за нас, и также Его смерть - все это оказалось бы ненужным, как утверждает апостол: "А если законом оправдание, то Христос напрасно умер" (Гал.2.21). Этот аргумент заслуживает особого внимания. 2. Эта праведность не есть послушание человека Евангелию как новому и более мягкому закону. Некоторые, насколько я понимаю, считают, что Христос пришел в мир, чтобы ослабить старый закон дел, смягчив и уменьшив его тяготы, и ввести новый и исправленный закон с более мягкими условиями, закон евангельский, условиями которого являются вера, покаяние и искреннее повиновение, которые, хотя и несовершенны, принимаются через Христа и ради Него и Его совершенной праведности. Вся эта схема является полностью ложной. В первую очередь она ложна потому, что Христос пришел не для того, чтобы уничтожить или ослабить закон Божий, но исполнить его, оказав активное и пассивное послушание ему. Он исполнил каждую йоту и черту закона, который требует святой природы и совершенного послушания. Он понес наказание по закону в его целом и вместо Своего народа, по всем требованиям закона; все его тяготы были возложены на Христа, без пощады или облегчения, и тем самым Он возвеличил и прославил закон. Он действительно освободил Свой народ от проклятия и осуждения его, но не отменил его и не ослабил, ибо Он держит его в Своих руках как правило жизни Его людей, и Он оставил в силе его обязательство и проклинающую власть над всеми остальными без всякого смягчения, ослабления или нарушения ее. Кроме того, Евангелие - это не новый закон, ибо это вообще не закон, и в нем нет ничего, что является законом (Деян.20.24), ибо это именно Евангелие благодати Божией, раскрывающее богатство Его благодати в Его доброте к потерянному человеку в Иисусе Христе. Это Евангелие нашего спасения, ибо оно указывает на Спасителя, говорит о Его Личности, деле, благодати и о великом замысле спасения, и указывает на участников и вечных обладателей этого спасения, и потому Евангелие есть воистину Благая весть или радостная новость. В самом его имени, не говоря уже о сути, нет ничего, что является законом. Евангелие является не чем иным, как чистым обетованием, свободным возвещением мира и прощения, правды, жизни и спасения бедных грешников через Иисуса Христа. Сумма и содержание его в том, что это "верное и достойное всякого принятия слово, что Иисус Христос пришел в мир спасти грешников" (1 Тим.1.15). Опять же, вера и покаяние как таковые не являются условиями Нового завета или какого-либо нового закона, ибо, как и все обязанности, возлагаемые на нас, они принадлежали бы тогда к нравственному закону или закону дел, который обязывает нас к послушанию каждой вещи, открытой нам волей Божией. Это милости, которые даровал нам Бог, и как таковые они являются частями и благословениями завета благодати, а не условиями его. Кроме того, если бы они были условиями нового закона, или закона евангельского, то это было бы противоречие в терминах, ибо они никак не были бы легче, чем завет дел для Адама в невинности. И для Адама было гораздо легче соблюсти весь завет дел, чем для любого из его падших потомков покаяться и поверить. Так что это никакой не исправленный или более мягкий закон, как это иногда считается. 3. Никакое человеческое исповедание, или его представление в таинствах Евангелия не есть правда, ибо люди могут приближаться к Богу и чтить Его своими устами, и все же сердца их будут далеки от Него, и их страх пред Ним будет лишь научением заповедям человеческим. Они могут взыскивать Господа ежедневно и, казалось бы, знать пути Его, как народ, который делает праведное и не оставляет таинства Бога своего; они могут прибегать к Его тайнам и наслаждаться, приближаясь к ним внешним образом, они могут казаться внешне праведными пред людьми и тем не менее быть полными всякой нечистоты. Можно называться живым и быть мертвым; люди могут иметь вид благочестия и все же отвергнуться его силы, они могут быть представлены к таинству крещения и постоянно посещать Вечерю Господню, и все же быть лишенными оправдывающей праведности. И даже реальное и подлинное исповедание религии и сердечное доверие к тайнам Евангелия могут быть в итоге принципом закона и не быть праведностью человека пред Богом. 4. Никакая вообще искренность в любой религии, даже в лучшей из религий, не даст правды, ибо вполне возможно, чтобы человек искренне заблуждался, а также искренне верил. Можно быть искренним язычником, папистом или мусульманином, а также искренним христианином. Человек может не только искренне гнать религию, но и искренне исповедовать ее. Апостол Павел был вполне искренен, преследуя Евангелие, как впоследствии искренен, проповедуя веру, которую прежде хотел уничтожить и за которую он был убит. Ибо он некогда верил по совести (Деян.26.9) в ложь и делал по ревности о религии и славе Божией "многое против имени Иисуса из Назарета". И наш Господь говорит Своим ученикам, что придет время, когда те, кто будут убивать их, будут думать, что они служат Богу. Так что искренность не является праведностью человека пред Богом. Но если даже на самом деле искренность является отдельной благодатью от Духа Божия, то она принадлежит к освящению, а не к оправданию, хотя нам часто кажется, что она отличается от всякой другой благодати, ибо действительно делает нашу веру нелицемерной, нашу любовь непритворной и нашу надежду неложной. 5. При всей реальности работы благодати и освящения в душе, которая означает, что оправдание и освящение нужно всегда рассматривать вместе, так как это два благословения одной и той же благодати, обращенные на одного и того же человека и исходящие из одной и той же руки Божией, тем не менее сами по себе оправдание и освящение различны. Освящение - это действие благодати в нас, оправдание же - акт милости к нам. Освящение - это работа постепенная и прогрессивная, ибо мы "растем в благодати и познании Иисуса Христа" (2 Пет.3.18), и она уже началась в нас, но еще не закончена. Оправдание - это одномоментный и полный акт (Кол.2.10), благодаря которому святые становятся праведными во Христе Иисусе через совершенную Жертву Его. 6. Если все дела освящения не оправдывают нас пред Богом, то. конечно же, этого не может сделать и credere, или акт веры, который является лишь частью дел праведности. В этой главе есть места. которые подтверждают мою мысль. "Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность" (ст.3), или "вера вменилась ему в праведность" (ст.5,9); в тих местах речь идет не о делах веры, а о предмете веры, как очевидно из того, что та вера, которая была вменена Аврааму, была также вменена в праведность и другим (ст.22-24). Если это сказано не о нем одном, что ему вменилось в праведность, но и о нас, то это значит, что нам будет вменено, если мы будем верить в Того, Кто воскресил из мертвых Господа нашего Иисуса. Тем не менее независимо от этого следует сделать вывод, что акт веры Авраама не может быть приписан ему, как оправдывающая праведность, так же как нельзя считать, что этот акт веры может быть приписан другим как таковой. Простой смысл здесь в том, что Тот, Кто принял веру Авраама и вменил ее ему в праведность, также вменит в праведность веру и всем, кто верит во Христа. Кроме того, надо всегда иметь в виду, что апостол по смыслу не говорит, что вера вменяется вместо праведности, но в праведность, и это тот же смысл, что и в Рим.10.10: "Ибо сердцем веруют к праведности"; и это выразительное и великое учение об оправдании через веру вмененной праведностью Христа. То, что credere, или акт веры, не имеется здесь в виду, станет еще более очевидным исходя из следующих соображений. (1) Вера как исполненный долг или как благодать, осуществленная в верующем, является его достоянием, и потому мы читаем в Писании о "моей", "твоей" или "его" вере, или о праведнике, который верой жив будет (Евр.7.5). Наш Господь сказал женщине Ханаанской: "велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему" (Мтф.15.28 KJV). Также говорит апостол: " покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих" (Иак.2.28). Но праведность, посредством которой человек оправдывается пред Богом - не его собственная, но чужая и, следовательно, вмененная ему. Поэтому апостол Павел желал жить во Христе, не имея своей праведности, которая от закона (Фил.3.9). А если бы вера была его праведностью, он явно пожелал бы иметь свою праведность, а не чужую. (2) Вера как таковая, хотя и дар Божий, входит в закон, благодать же, дарованная нам, есть часть завета благодати; и так как вера есть долг, требуемый от нас и исполняемый нами, она принадлежит к закону и является послушанием ему. Вера есть заповедь Божия, ибо Его заповедь - веровать в Сына Его Иисуса Христа (1 Иоан.3.23). Это также дело Божие (Иоан.6.28-29), не только потому, что оно совершается в нас Богом, но и потому, что требуется Им; каждая заповедь и всякая обязанность относится к закону, тогда как каждое обетование и всякая благодать соединяет нас с Евангелием. Но если вера как наше дело есть оправдывающая праведность, то мы оправданы делами закона, хотя в Писании сказано, что "делами закона не оправдается никакая плоть" (Рим.3.20). (3) Вера является несовершенной даже в лучших из святых. Господь часто называет Своих учеников маловерами, и они столь чувствовали свое несовершенство, что молились: "Господи, умножь нашу веру!" (Лк.17.5). Лучшим из людей Божьих может не хватать веры. Каждый из них имеет основания сказать, как евангельский нищий: "Господи, я верю, помоги моему неверию" (Мк.9.24). И именно по этой причине вера не может быть нашей оправдывающей праведностью, которая должна быть совершенной. Кроме того, как ни прекрасна вера, она является лишь часть закона. Это действительно весомая его часть (Мтф.23.23), но это еще не весь закон. Но в писании сказано, что "проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего закона" (Гал.3.10). И Бог, Который истинен, не может принять нас в соответствии с законом, исполняемым лишь частично. (4) Вера явно отличается от праведности (Рим.10.10), ибо о человеке говорят, что он верит к праведности, о праведности Божьей - что она открывается из веры в веру, а о вере во Христа - что она раскрывает праведность Бога. Итак, если вера и праведность - это разные вещи, то вера не оправдывает нас, но оправдывает праведность, о которой идет речь. (5) Скажем нечто еще об этой праведности, посредством которой грешник оправдывается пред Богом. Народ Божий, как сказано, получает оправдание даром, по благодати Божией, через искупление во Христе Иисусе, Кровью Христовой и послушанием Его (Рим.2.24, 6.9-19). Поэтому вера не является искуплением в Иисусе Христе, ибо она не есть ни Кровь Христа, ни Его послушание, активное или пассивное и, следовательно, она не то, что вменяется для оправдания. Тем не менее вера имеет очень большое значение в деле оправдания. Поскольку речь идет об "оправдании верою" (Рим.5.1), а не по вере в качестве дела, исполняемого нами, и не по благодати, внесенной в нас, но об оправдании объективном, то есть относящемся ко Христу и Его праведности и власти оправдать нас, то мы вправе сказать, что если Он обрел для нас это благословение, то вера есть рука, которая получает это благословение от Господа и Его милость для нашего спасения. Вера есть дар благодати, посредством которого Его праведность раскрывается в нас, а душа обретает ее. Видя Его славу и вседостаточность благодати, она одобряет ее и отказывается от собственной праведности. Вот та благодать, которая облекает душу в одежды праведности Христа и дает ей радоваться Ему, и которой исключается всякое хвастовство человека своими делами, ибо вся слава оправдания отдается Христу. Но я продолжу. Во-вторых, покажем, что эта правда, о которой говорится здесь и которую Христос вменяет Своему народу, есть праведность Господа нашего Иисуса Христа. Я имею в виду не Его сущностную праведность как Бога, как считал Осиандер. Ибо хотя наша праведность от Иеговы (Иер.23.6), но праведность, которою Он оправдывает нас - это не праведность Его Самого как таковая, но результат активного и пассивного послушания Христа в качестве Посредника (Рим.5.1). Ибо послушание Одного делает праведными многих потому, что праведность Христа состоит из святости Его природы, соответствия Его жизни и дел закону Божьему и взятия Им на Себя всей кары этого закона вместо Своего народа. В похвалу этой праведности мы можем сказать несколько вещей. 1. Эта праведность удовлетворяет закон, его честь и справедливость, и потому Бог благоволит к ней (Рим.5.9), ибо Ему было угодно ради правды Его возвеличить и прославить закон. Закон становится еще более величественным чрез послушание Христа ему, больше, чем чрез послушание всех ангелов на небесах, или чем он мог бы возвеличиться чрез послушание всех людей на земле, ибо никогда еще послушание закону не было таким прекрасным. И причина сего в том, что Он, будучи Богом, а также человеком, повиновался по всей праведности, как Человек, в Котором справедливость не может найти изъяна, но Он полностью удовлетворил закон, и в Нем народ Божий непорочен и безукоризнен в глазах Божия правосудия. 2. Она совершенна и полна, и оправдывает от всех грехов и осуждения тех, кто заинтересован в ней; она вполне благодатна, ибо возложена на них, чтобы они стали совершенны во Христе Иисусе, Главе всякого начальства и власти; они оправданы этой правдой от всех вещей, в которых они не могли оправдаться по закону Моисея, они освобождаются от всякой вины греха и наказания за него и не подвергаются осуждению; их грехи ныне убраны далеко от глаз Божия правосудия, и в дальнейшем, если их и поищут, то не найдут. 3. Это праведность Божья, и потому она служит многим; будь она от твари, от нее не было бы никакой пользы для существ, которые также являются тварями, но она есть праведность Божья для всех и на всех верующих, ибо чрез нее сделаны праведными многие, то есть избранные Божии и семя Христово. Ибо в нем все семя Израиля будет оправдано и прославлено. Это одежда, которая облекает каждого члена мистического Тела Христова, пусть даже самого гнусного и ничтожного. 4. Это вечная праведность. Наша праведность несовершенна и коротка, как утренние облака и роса. Но праведность Христа пребудет вечно; это одежда, которая никогда не износится, это правда, которая будет сопутствовать нам всю нашу жизнь, будет полезна нам при смерти, явится вовремя на суде и даст нам вход в вечное Царство нашего Господа Иисуса Христа. 5. Это лучшая праведность, чем та, что Адам имел в невинности или что ангелы имеют теперь на небесах. Праведность Адама была праведностью твари, но эта праведность Божья. Она могла быть потеряна и фактически была потеряна (Еккл.7.9), ибо Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы, в погоне за которыми они потеряли свою праведность, но праведность Христа не может быть потеряна, она пребывает вовеки. То же самое можно сказать и о праведности ангелов, которые в лучшем случае являются лишь праведными творениями и могут быть потеряны, как и случилось с большим их числом, и, возможно, со всеми, не будь они утверждены благодатью Христа. Праведность Христа может быть названа лучшей одеждой (Лк.15.22), ибо ее никогда не имел лучший из людей, Адам в невинности, или ангелы на небесах. II. Но я иду дальше, ибо чтобы узнать, что подразумевается под вменением этой праведности, мы должны понять, каков способ, которым она становится нашей, и почему это в самом деле единственный способ, которым это возможно. Слово "вменилось", используемые апостолом здесь со ссылкой на Быт.15.6 означает оценить, считать, приписывать или взять что-то одно на место другого. Таким образом, праведность Христа - это то, что приписывается Его людям и усваивается им в качестве таковых Богом Отцом, Который видит их оправданными и праведными, как если Христова праведность принадлежит им лично. Очевидно, что эта праведность становится нашей именно таким образом. Тем же способом, которым грех Адама стал нашим, становится нашей и праведность Христа, и как мы стали грешниками через непослушание Адама, мы становимся праведными через послушание Христа. Ибо, как непослушанием одного человека, сделались многие грешными, так и послушанием одного, должны стать праведными многие. Грех Адама стал нашим, то есть мы стали грешниками, через его грех путем вменения, то есть он был вменен всем его потомкам. И таким же образом праведность Христа становится нашей, или мы становимся праведными через праведность Его, по вменению ее нам. Опять же, таким же образом наши грехи были вменены Христу, а праведность Христа становится нашей, как видно из 2 Кор.5.21. Тот, кто не знал греха, стал грехом за нас, чтобы мы могли сделаться в Нем праведными пред Богом. Христос "стал грехом" за нас путем вменения, и Он никогда не имел никакого греха, присущего Ему, хотя грех и был передан Ему и возложен на Него. Таким образом, путем, которым мы делаемся праведными пред Богом, является вменение праведности Христа, и мы действительно не можем стать праведными никаким иным путем, кроме вменения. Субъекты оправдания сами по себе являются нечестивыми, потому что Бог оправдывает нечестивого, как и говорится в предыдущих стихах нашего текста. Теперь, если они являются нечестивыми сами по себе, они никак не могут быть оправданы своей праведностью, но лишь праведностью Другого. И если они оправданы праведностью Другого, то таковая праведность только путем вменения может быть сделана их достоянием. III. Я рассмотрел вопрос, каким образом праведность вменяется без дел. То, что она явно такова, ясно из характера тех, кого оправдывает Бог, ибо ныне они нечестивы. Если они нечестивы, то у них нет добрых дел или дел праведности. Следовательно, если Бог вообще оправдывает таковых, то Он оправдывает их через вмененную праведность, без учета дел, исполненных ими. И действительно, если бы Бог не вменял праведность для оправдания таким образом, то оправдание не было бы актом благодати, каковым оно было всегда. Мы можем сказать об оправдании, как и апостол об избрании, когда он говорит: "и если благодати, то не по делам, иначе благодать не была бы уже благодатью. Но если по делам, то это уже не благодать, иначе дело не есть уже дело" (Рим.11.6). Мы сказали (Тит.3.7), что мы оправданы свободно, по благодати Божией, где по ее изобилию и свободе дар праведности есть оправдание к жизни. Кроме того, если праведность не вменяется без дел, то человеческое хвастовство никак не будет исключено, ибо это уже не путь Божия оправдания грешников через праведность Христа, без рассмотрения их самих. И действительно, дела никоим образом не являются причинами оправдания. Они не являются изначальными причинами, ибо оно от свободной благодати Божией; они не являются материальными причинами, ибо к таковым относятся только послушание и праведность Христа. Они также не являются инструментальными причинами, ибо инструментальной причиной является только вера, дела же не есть непременное условие оправдания, ибо оправдывались и люди, вообще не сделавшие добрых дел. И действительно, те, кто оправданы, оправданы хотя и не без присутствия дел, но без всякого их влияния или воздействия на оправдание, хотя бы в качестве его низших или вторичных причин. Могут сказать, что апостолы Павел и Иаков не вполне согласны в этом вопросе, хотя один положительно утверждает, что человек оправдывается верою независимо от дел закона (Рим.3.28), а другой говорит, что человек оправдывается делами, а не верою только (Иак.2.21-24). На это я отвечу, что есть две вещи, которые по внимательном наблюдении способны быстро исправить и удалить кажущуюся сложность, и примирить апостолов друг с другом, а именно: 1. Они говорят о разных вещах. Апостол Павел говорит о личном оправдании человека пред Богом, и он действительно утверждает, что эта праведность вменяется без дел. Апостол же Иаков говорит об оправдании веры человека его делами пред людьми, утверждая, что по делам оправдана Премудрость детьми ее (ср. Мтф.11.19). Правда и непорочное благочестие обнаруживаются и свидетельствуются через добрые дела. Вера явлена в них и совершенствуется ими, хотя при оправдании по вмененной праведности человеку все равно нечем хвалиться пред Богом. При таком оправдании человек в некоторых случаях может смиренно сказать вместе с Самуилом? "Чьего вола я взял, и кого обманул?" (1 Цар.12.3). 2. Они говорят о двух разных видах людей. Апостол Павел говорит о тех, которые утверждали правду не в вере, а как бы на делах закона, о тех, которые, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, даже не представляли себе праведности Христа. Апостол Иаков говорит о других людях, о так называемых гностиках, которые хвастались своим знанием, от которого и взяли свое имя. Это были либертины и антиномисты тех времен, которые доверяли своим спекулятивным понятиям и исторической вере, презирали закон и пренебрегали исполнением добрых дел, считая свое знание достаточным для спасения. Поэтому апостолы выражают по-разному то, что согласуется в одной и той же истине. IV. Теперь скажем, в чем состоит блаженство людей, которые имеют эту праведность, вмененную им. 1. Они освобождаются от всех грехов и осуждения, не от сущности греха, но от вины его и от наказания за него (Рим.8.1). Ибо нет никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе и сделались в Нем праведными пред Богом, и они могут сказать вместе с апостолом: "Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. 2. Их лица и служение являются приемлемыми для Бога, ибо Он доволен ими ради праведности Христа. Одежды Христовы источают аромат мирры, алоэ и кассия, и на облеченных в них людях Господь обоняет сей сладкий аромат поля, которое благословил Он; их лица приемлемы Ему, и их жертвы молитвы и хвалы приятны Ему через Личность, Кровь, посредничество и праведность Христа, которая вменяется им и никогда не отнимется от них, ибо это те благословение, которое не меняется, и тот дар, который непреложен. 3. Это благо для них в жизни, смерти и в суде, ибо это "благо для праведника" (Ис.3.10). Это благо для них в жизни, ибо все содействует им ко благу; это благо для них в смерти, ибо у праведника есть надежда в смерти, основанная на праведности, вмененной ему; это благо для них на суде, ибо эта праведность отвечает за них и позволяет Богу ввести их в Свое Царство и славу. 4. Такие люди являются наследниками славы, и будут вечно наслаждаться ею, ибо они оправданы благодатью и сделаны наследниками ее в соответствии с надеждой вечной жизни. Оправдание и прославление тесно связаны друг с другом. Кого Бог оправдал, тех и прославил (Рим.8.30). Оправданные могут ясно заключить от их оправдания к их прославлению, и сказать вместе с апостолом (Рим.5.9), что если они оправданы Кровью Христа, то они будут спасены от гнева Его. 1. Ищите же прежде всего Царства Божия и правды его, ибо без этой правды нельзя быть допущенным на небеса, и также она должна соответствовать всем требованиям праведного закона Божия, ибо ничто иное не удовлетворит Божественную справедливость. 2. Идите ко Христу как к Тому, Кто есть конец закона к праведности каждого верующего (Рим.10.4), ибо этого не может быть ни в ком другом, ибо несомненно сказано: "Господь моя правда и сила" (Ис.45.24). 3. Любуйтесь благодатью Божией, явленной в праведности, вмененной вам, и радуйтесь в ней, как в благодати Христа, а также Отца, вменившего ее вам, и Духа, применившего ее к вам. Радуйтесь благодати ради каждого из Лиц Троицы и усвойте ей славу вашего оправдания. 4. Несчастны те люди, что будут найдены в последний день без этой правды, ибо таковые не наследуют Царства Божия, они не будут допущены на свадебный пир, не имея одежды брачной, но будут связаны по рукам и ногам и брошены во тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубов. |