Джон Гилл. Учение о благодати это не распущенность
Богословие - Труды Джона Гилла

Джон Гилл (1737)
http://www.pbministries.org/books/gill/Sermons&Tracts/sermon_44.htm

Учение согласно благочестию
1 Тим.6.3

Апостол Павел хорошо понимал учение Евангелия, и если его естественным стремлением было влиять на жизнь людей, то он был весьма обеспокоен его честью и доверием к нему через слова его исповедующих, чтобы они во всем были украшением учению Спасителя и Бога нашего. Он очень желал также наставить людей с дурными склонностями и способных впасть в самые дурные жизненные ситуации, чтобы через них "имя Божие не хулилось" (ст.1-2). Он увещевает Тимофея учить тому же и наставлять людей в их обязанностях, добавляя: "Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает и т.д.", явно намекая, что слова Христа и спасительное учение Евангелия прекрасно согласуются с практическим благочестием, а распутная жизнь и слова отвратительны для него. Мы должны обратить внимание на эти слова, чтобы оправдать учение о благодати от обвинений в распущенности и показать, что это учение благочестивое и назидающее, или, как сказано, "учение согласно благочестию". Я изложу это следующим образом:

I. Следует объяснить, что значит "учение согласно благочестию"?
II. Рассмотрим обвинения в распущенности, выдвигаемые против него, и их характер.
III. Особо коснемся также злоупотреблений этим учением со стороны злых и нечестивых людей.
IV.Мы покажем, что само это учение является чистым и свободным от обвинений в распущенности.

I. Прежде всего я объясню, что значит, что учение о благодати согласно с благочестием. Под учением о благодати я имею в виду систему евангельских истин, которые обычно называют кальвинистскими, а именно: что Бог от вечности возлюбил некоторых от человеческой расы и избрал их к вечному спасению; что Иисус Христос, Сын Его, вступил от имени избранных в завет благодати, который является абсолютным и безусловным; что Христос в полноту времени взял на Себя человеческую природу, пострадал и умер, чтобы искупить Своих людей, и понеся их грех и наказание за них, Он дал полное удовлетворение правосудию Божию; что оправдание грешника пред Богом только праведностью Христа вменяется ему без учета дел, совершенных им; что прощение грехов совершается только через Кровь Христа и ради Него по богатству благодати Его; что Бог не видит греха в Своих помилованных и оправданных людях, с тем чтобы осудить их за него; что возрождение и обращение совершаются по могущественной и действенной благодати Божией, и что те, кто действенно призван благодатью, будут стойки в ней до конца и обретут вечное спасение. Это учение Священного Писания дано нам по вдохновению Божию, и является полезным (2 Тим.3.16), и поэтому мы его провозглашаем, объясняем и защищаем. Это учение Христово, и если человек, претендующий быть проповедником Евангелия, приходит не с ним, приниматься он не будет (2 Иоан. 9,10). Это также учение апостольское (Деян.2.42), и мы стоим в продолжении и соблюдении его, ибо оно составляет дивную цепь истины: "Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Рим.8.29-30).
Под благочестием же я понимаю не только особую благодать или осуществление ее, что, кажется, имеет в виду апостол, когда говорит: "Покажите в терпении благочестие, в благочестии братолюбие" (2 Пет.1.6-7) и не только всю внутреннюю религию, хотя это основная и главная часть благочестия, почему Боговдохновенный писатель и замечает, что "телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно" (1 Тим.4.8); но я понимаю его как всю практическую религию, как внешнюю, так и внутреннюю, осуществление всякой благодати и исполнение всех обязанностей, и именно об этом апостол делает вывод:  "если все эти вещи должны разрушиться, то какими должны вы быть в святой жизни и благочестии?" (2 Пет.3.11).
Под учением о благодати согласно благочестию, или учением благочестия, я имею в виду, что благочестие есть сама жизнь и душа его, что оно проходит через каждую его часть и дышит в нем, ибо это "истина, относящаяся к благочестию" (Тит 1.1), так что между ними есть идеальная гармония и согласие; тайна Христа, Его Личности и благодати есть великая тайна благочестия, и ничто более мощно и действенно не привлекает людей "отвергнув нечестие и мирские похоти, жить целомудренно, праведно и благочестиво жить в нынешнем мире зла" (2 Тим.11-12 KJV). Это учение о благодати Божией, которое приносит весть о свободном и безусловном спасении через Иисуса Христа.

II.  Хотя природа и тенденции учения о благодати именно таковы, против него выдвигают обвинения, что оно поощряет беспечную жизнь и открывает двери распутству, ибо якобы считает, что если Бог избрал некоторых непременно к спасению, и заключил завет с ними во Христе, чтобы дать им благодать и славу, абсолютным и безусловным образом; если Христос искупил их Своей Кровью и они оправданы только Его праведностью, и будучи призваны по Его милости, они не погибнут вовек, то они могут жить так, как они хотят, и не обращать внимания ни на какой грех, ибо их состояние является безопасным и неизменным. Но это обвинение является ни чем иным, как наговором сатаны; все эти рассуждения заимствованы от него, этот аргумент является подражанием ему, ибо формируется в соответствии с его планом и совершенно согласен с тем, что он сказал нашему Господу: "если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано, Он Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею" (Мтф.4.6). Кроме того, сатана никогда больше не оборачивается ангелом света, чем тогда, когда он противопоставляет призыв к святости доктрине благодати и побуждает служителей действовать так, что они под видом служителей правды, то есть проповедников доброделания, пытаются подорвать сами основы учения Евангелия. Это такой заряд злобы и невежества, что трудно сказать, что именно преобладает в нем, и люди, которые несут его, являются врагами Евангелия (Рим.11.28) и подобны Диотрефу, который "разносит на нас злые слова" (3 Иоан.10 KJV). Их плотские умы исполнены вражды против Бога, и все духовно благое они, без должного различения от Духа Божия, считают безумием, и говорят злое на то, чего они не понимают. Их утверждения являются ложными и необоснованными, и должны рассматриваться как простая клевета, которую следует отвергнуть с отвращением и негодованием. На них не может быть никакого другого ответа, чем тот, что дает апостол:  "Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.  Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?" (Рим.6.1-2). Однако, несколько облегчить и смягчить смущение наших умов от этого ужасного и тяжкого обвинения может то, что его выдвигали против Самого Христа и Его апостолов. Злобные и невежественные евреи обвиняли Господа в антиномизме в доктрине и практике, хотя Он и говорил:  "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить Я пришел, но исполнить" (Мтф.5.17). Относительно практики Он говорит: "Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее" (Мтф.11.18-19). Но, добавляет Он, "оправдана премудрость чадами ее". Тем же обвинениям подвергались апостолы Христа. Таким образом, очевидно, о чем говорит Павел: "Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых" (Рим.3.8). Истина, которую мы должны утверждать и поддерживать в учении о благодати, именно такова, как мы говорим, так как против нее выдвигаются те же возражения, что и против учения Христа и Его апостолов.

III. Учение о благодати действительно подвергается злоупотреблениям со стороны злых и нечестивых людей. Апостол Иуда говорит о некоторых людях в его дни, что они "обращают благодать Божию в повод к распутству" (Иуд.4). Здесь под благодатью Божией не следует понимать любовь и благоволение, излитые в сердца Духом Святым, ибо они никогда не допускают таких целей, но всегда действуют противоположным образом, как это было с Давидом: "Ибо милость Твоя пред очами моими, и я ходил в истине Твоей" (Пс.26.3), ибо принцип благодати, внесенный в душу силой Божией, сам будучи духовной природы, враждует против плоти и никогда не может быть изменен ею. Но это значит, что учение Евангелия, хотя распутство и никак не в его характере и к нему не может быть никаких тенденций, нечестивые извращают в его природе и используют чуждым ей образом, так же как неучи и люди неустойчивые, не имеющие ни духовного понимания Слова Божия, ни истины, соответствующей ему, "извращают Писания к своей собственной погибели" (2 Пет.3.16). О Писаниях нельзя думать хуже, поскольку эти люди извращают их, и также учение о благодати никак нельзя меньше ценить из-за того, что им злоупотребляют нечестивцы. Пусть же люди, которые обращают таким образом благодать  Божию в повод к распутству, убедятся, что они люди нечестивые, лишенные страха и почитания Бога и преданности Ему, и не поклоняющиеся Ему. Итак, кто же они, те, кто пренебрегают личным и общим поклонением Богу? Те, кто в день Господень прогуливаются за городом на лошадях или становятся завсегдатаями таверен и пабов вместо того, чтобы посещать дом Божий? Являются ли эти люди, которых тоже могут называть кальвинистами, причастниками учения о благодати? По строгой проверке если не все, то большая часть таких людей на сегодняшний день являются арминианами, если они вообще способны разумно определить свои религиозные чувства. А с другой стороны, разве их характер не ужасен и не указывает на их чуждость нам и на то, что они отвергают Бога и Господа нашего Иисуса Христа? Разве они не отвергают по сути Его Божество и равенство с Отцом, Его заместительное удовлетворение и искупительную жертву, Его вмененную праведность и действенность Его Крови? Именно эти вещи отвергают люди, которые превращают благодать Божию в повод к распутству, либо утверждают, что это учение распущенное, либо переделывают доктрину особой благодати в нечто бессмысленное и смешное, издеваясь над ней и уродуя ее; либо же они учат о благодати универсальной и распространенной в равной мере на всех людей, и тем самым действительно укрепляют и поощряют людей грешить.

Опять же: то, что некоторые, что вроде бы получили и исповедовали чистое учение о благодати, злоупотребляют им для своих мерзких целей, не может быть поводом к тому, чтобы из-за них отвергнуть само это учение. Самые лучшие вещи в мире дурно используются нечестивыми людьми, даже совершенство и провидение Божие. Милосердие - это совершенство Божественной природы и то, чему радуется Бог. Бог милостив, говорит мирской грешник, буду грешить напропалую, ибо если я смогу однажды сказать "Господи помилуй", все будет хорошо. Бог долготерпелив к грешникам и не возбуждает всей Своей ярости немедленно: какие это последствия имеет для них? Приводит ли это их к покаянию? Должно быть так, но они "пренебрегают   богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет к покаянию?" (Рим.2.4). Да, так говорит и апостол Петр, ибо он дожил до этого: "Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же" (2 Пет.3.3-4). Это то же, как если бы они могли сказать: мы не видим ни прихода Судии, ни ужасного суда и погибели, которая настигнет нечестивых людей, ибо все это мечты и энтузиазм, а потому будем же жить в свое удовольствие, по своим вожделениям. "Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло" (Еккл.8.11). Но должны ли мы сказать из-за таких людей, что Бог не милосерден и не долготерпелив, и не медлен на гнев, ибо грешники так злоупотребляют этими Его качествами? Какому надругательству подвергаются Его благодать и самые добрые дела Божия провидения со стороны дурных людей! Даже Израиль "отолстел и разжирел, и оставил Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего" (Втор.32.15). Но должны ли мы отрицать провидение Божие и отвергать дела Его благости из-за дурного использования их злосчастной порочностью человеческой природы? Не следует отбрасывать и учение о благодати из-за этого; на таком основании должны быть отвергнуты самые лучшие вещи, самые простые факты и ясные истины. 

Еще раз: в самом лучшем обществе всегда будут плохие люди. Был Иуда среди учеников Христа, в поле всегда есть сорняки, пока не придет время жатвы, есть плевелы среди пшеницы, волки в овечьей шкуре и неразумные девы среди мудрых, пока не явится Жених. Тогда заблуждения и пороки некоторых станут явны, чтобы не лечь на все тело и на его принципы. По всей справедливости следует признать, что ни одна церковь или собрание, ни одно общество или группа людей не могут быть вполне свободны от нечестивых. Но относятся ли к нечестивым сообществам кальвинисты, если среди них есть такие люди? Есть ли среди них больше безнравственных людей, чем среди их противников? Пусть посмотрят на наши дома, представят нам цифры, если смогут; мы обязаны защищать не столько сами себя, сколько наши принципы, чтобы иметь возможность сказать без хвастовства: "свидетельствуйте на меня пред Господом и пред помазанником Его, у кого взял я вола, у кого взял осла, кого обидел и кого притеснил, у кого взял дар и закрыл в деле его глаза мои, - и я возвращу вам" (1 Цар.12.3). Заслуживает внимания, что учение о благодати никогда не было предметом стычек между нечестивыми группами, в то время как хорошо известно, что многие из них состоят из его яростных противников. Не странно ли? Если бы это учение имело столь зловредную природу и влияние, чтобы поддерживать тенденцию к распущенности и настолько поощрять грех, то такие люди должны были бы жадно ловить и принимать его или по крайней мере не судить его. Но становится все более ясно, что они готовы скорее признать самые абсурдные и жалкие схемы неверия и атеизма, чтобы служить своим похотям, и являют большую ненависть к нам; и в самом деле, когда кто-то из них выходит вперед, чтобы стать нашим обвинителем, они бросаются на учение о благодати и при этом забывают худшие из своих преступлений, как и то, что среди них есть заклятые враги святости жизни. И еще я хотел бы заметить, что вокруг любого человека, который принимал и исповедовал учение о благодати и при этом впал в какой-либо открытый и скандальный грех, сразу поднимается большой шум и гам, тогда как на противоположной стороне, хотя это нередко бывает, мы почти или вообще не слышим о таких вещах. Что этому причина? Если на одной стороне это дело общее, а на другой сравнительно редкое, то легко понять, где поднимется больший шум, тем более что так действительно подрывается доверие и репутация людей. Но предположим, что случаев безнравственности в нашей среде действительно больше, чем известно, хотя всякий раз, когда они случаются, это печально. Я должен, тем не менее, сказать следующее.

IV. Учение о благодати чисто и невинно, и исповедующим его нельзя предъявить никаких обвинений в том, что оно каким-то образом поощряет грех, но все как раз наоборот; и чтобы убедиться в этом, рассмотрим несколько частных доктрин, содержащихся в нем.

1. Учение о вечной и неизменной любви Бога к Своим избранным определяет условия и обстоятельства жизни, в которую они приходят. Это не противоречит образу чистоты и святости божественной природы, ибо хотя Он любит Своих людей и восхищается ими во Христе, но Он не находит радости в их грехах; Он ненавидит мерзость греха; Его очи слишком чисты, чтобы взирать на него с одобрением, Он не находит удовольствия во зле, и зло не водворится у Него (Пс.5.4); Он также не поощряет Своих людей в грехе и не потворствует ему, но упрекает и по-отечески наказывает за него, хотя в то же время Он не забирает Своей любящей доброты от них, ибо Он получает от них радость и в то же время скорбит об их грехах. Эта истина никак не склоняет людей ко греху, а напротив, сильнее всего привлекает их к любви к Богу и к охотному послушанию Ему. Его любовь к ним на самом деле никак не вытекает из их любви к Нему, ибо они любят Его потому, что Он прежде возлюбил их (Иоан.4.19), и эта любовь взращивает   в них послушание, ибо их сердца открыты к Нему и они с готовностью ходят по пути Его заповедей; и когда эта любящая доброта Бога явлена в избрании их во Христе, так что Он не пожалел ради них Крови Его, и в призвании их благодатью, то они чувствуют это сердцем и ходят в истине Его Евангелия (Пс.118.32, 26.3), в словах и делах. Эта любовь, так как она излилась в сердца их, изгоняет страх и дает им "служить Господу без страха, в праведности и святости во все дни своей жизни" (1 Иоан.4.18). Что может сообщить человеку большее обязательство любить Господа, трепетать пред Ним и повиноваться Ему, чем мысль, что Он любил его, когда еще не было любви в его сердце, когда он был врагом Ему, и Бог помышлял о его вечном спасении, когда он еще не думал о Боге и даже не существовал? Такой взгляд должен работать гораздо сильнее, чем простодушное мнение, что Господь начал и продолжал любить его, когда он любил Его и был Ему послушен, и будет продолжать так делать, но не дольше. Это чистейшее послушание, на которое влияет любовь - послушание ребенка, а не раба, и оно наиболее приемлемо для Бога, более того, нет никакого другого служения, приемлемого для Него, чем то, что проистекает от любви, зависящей от Его собственной.

2.  Учение о вечном, личном избрании некоторых людей к вечному спасению означает, что добрые дела действительно не являются причиной Божия избрания. "Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел" (Рим.9.11-13). Ничто из того, что является временным, не может быть причиной того, что является вечным, и никакая воля и дела человека не могут быть причиной воли Бога, но добрые дела - это то, что предопределил Бог для Его избранных, чтобы они могли ходить в них (Еф.2.10). Святость здесь то, что зафиксировано в избрании, и цель, обеспечиваемая им, ибо все, кто от начала, от дней вечных, избраны ко спасению во Христе, избраны так, чтобы это было "чрез освящение Духа и веру истине" (2 Фес.2.13), и это относится ко всем "избранным,  по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа" (1 Пет.1.1-2); их освящение так же обеспечено избранием, как и само спасение, ибо люди избраны не потому, что они уже святы, но потому, что они должны быть таковыми, и в силу избрания благодатью они также освящаются через влияние Духа Божия. Избрание является источником всей истинной и реальной святости; не было бы вообще такого понятия, как святость, в мире после падения Адама, если бы не было избрания благодати семени, взятого Господом в удел, и избрания Им для Себя остатка по благодати, без которого мир был бы Содомом и Гоморрой, и так и есть там, где нет избранных благодатью. Как странно, что это чистое учение, столь склонное к святости и добрым делам, считается открывающим дверь распущенности! Кроме того, святость сердца и жизни свидетельствует об избрании; о нем говорит внутренняя благодать освящения и плод самого человека, как говорит апостол: "зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами" (1 Фес.1.4-5). Внешняя святость, то есть то, что проявляется внешним образом, свидетельствует об избрании. Отсюда понятно, почему святым даются советы быть усердными, "чтобы утвердить звание и призвание" (2 Пет.1.10 KJV) добрыми делами, как в некоторых копиях и как требуется и по смыслу. Не то чтобы они могли сами сделать себя верными или верующими, но они могут стать более уверенными, когда некоторые доказательства их избрания ясны другим. Также ничто не может более мощно привлекать людей к святости и добрым делам, к прославлению Бога и возданию Ему чести, чем знание того, что они "род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет" (1 Пет.2.9).   

3. Учение об абсолютности и безусловности завета благодати далеко не способствует распущенности. На самом деле ни добрые дела людей не могут ввести их в этот завет, ни их злые дела и грехи изъять их из него, однако это не предполагает, что Бог попустительствует грехам Своего народа, ибо Он прямо сказал, что является частью этого завета.  "И продолжу вовек семя его, и престол его - как дни неба.  Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим;  если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят: посещу жезлом беззаконие их, и ударами - неправду их;  милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей" (Пс.88.30-34). Кроме того, ничто более полно не обеспечивает внутренней и внешней святости, чем завет благодати и его абсолютное и безусловное обетование; о внутренней святости в нем даны такие обетования: "И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас.  И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное" (Иез.36.25-26). И в другом месте: "Вложу закон Мой внутрь их и напишу его в сердцах их" (Иер.31.33). Это самый действенный Божий способ обеспечить нашу святость, ибо Он обещает это, говоря: "Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять" (Иез.36.27). И что из дел Божией благодати может сильнее воздействовать на святых, разжигая их стремление, заботу и усердие в исполнении своих обязанностей, чем абсолютное и безусловное обетование благодати: "Я буду жить в них и буду ходить в них, и буду их Богом, а они будут Моим народом И я буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дочерями, говорит Господь Бог Всемогущий"."Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием" (2 Кор.7.1). Добавьте к этому, что Бог в завете благодати предоставляет святым абсолютный и безусловный путь к окончательной стойкости в вере и святости, говоря: "вложу страх Мой в сердца их, чтобы не отступали от Меня" (Иер.32.40).

4. Учение о частном искуплении во Христе свободно от любых обвинений в распущенности. Это действительно выкуп из рабства, проклятия и осуждения закона, но он не освобождает от послушания, ибо святые, находясь в руках Христа, также находятся под законом Христа (1 Кор.9.21); они находят удовольствие в законе Божием по внутреннему человеку, и более радостно служат Ему своим умом, ибо они чувствуют, что стали мертвы для закона и избавлены Кровью Христа. Искупление есть избавление от греха, от всякого греха, изначального и фактического, и не только от вины греха и наказания за него, но в силу искупительной благодати искупленные избавлены от власти и господства греха и, наконец, от существа его. Христос спасает Своих людей от грехов, а не балует их грехом; Он Избавитель, Который выходит от Сиона, чтобы отвернуть нечестие от Иакова. Искупление от суетной жизни никогда не может быть поощрением ее для человека, действительно избавленного из рук сатаны. Даже тот, кто избавлен из рук силы мира сего, обычно не думает снова пойти служить ей и попасть в рабство, даже если она хочет вновь уловить его волю. Кроме того, великая цель Христа, усваивающего Себе сынов человеческих - это "искупить их от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам" (Тит. 2.14). Поэтому на Его людях лежит обязанность "прославлять Бога своим телом и духом", исходя из того, что они "не свои, но куплены дорогою ценою" (1 Кор.6.19-20) драгоценной Крови Христа; и не может искупительная любовь Его ограничивать послушание людей, ибо они уже живут "не сами по себе, но для Того, Кто умер за них и воскрес" (2 Кор.5.14-15 KJV).

5. Учение о Христе как заплатившем за наши грехи и удовлетворившем за них правосудие Божие - это чистое и святое учение. Ибо хотя Христос взял на Себя все грехи Своего народа, всю вину и грязь их, и принял все наказание за них, но также Его Кровь очищает от всех грехов, удаляет все греховное и тем более не поощряет грех, ибо Христос понес наши грехи Своим телом на древе, с тем чтобы мы, "будучи мертвы для греха, жили для правды" (1 Пет.2.24).
Хотя Христос как Священник удовлетворил Божию справедливость, исполнив закон, понеся совершенное послушание всем его заповедям и все его казни, это не освобождает тех, за кого Он дал удовлетворение, от обязанности принять закон уже как данный Царем святых, Который правит ими и Которого они обязаны рассматривать как своего Судию и Законодателя, и на самом деле считать себя еще более обязанными подчиняться Его закону и заповедям, так как Он завершил их беззаконие, положил конец греху, дал за него примирение и привел их в вечную праведность. Хотя они "по закону умерли для закона", но для того, чтобы они "могли жить для Бога" (Гал.2.19). Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя чистым и безупречным жертву за грех, очищает их совесть от мертвых дел, чтобы они могли служить Богу Живому (Евр.9.14). Только таковые ходят во свете и имеют общение со Христом, чтобы Кровь Его очищала их от всех грехов,  "ибо, если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине" (1 Иоан.1.6-7). Христос пострадал, Праведник за неправедных, и был наказан за грех, чтобы "привести нас к Богу" (1 Пет.3.18), чтобы не только примирить нас с Ним, но и дать наслаждаться Им и смиренно ходить с Ним на путях Его, и если бы Он дал свободу греху, это больше удалило бы нас от Христа, чем если бы Он вовсе не дал удовлетворение за грехи, которое не ослабляет наши обязательства и долг, но усиливает их. 

6. Учение об оправдании вмененной праведностью Христа есть учение, согласное с благочестием, однако оно может подвергаться клевете как поощряющее распутство или делающее закон недействительным; и тем не менее оно никак не препятствует исполнению добрых дел, не поощряет грех, не отменяет закон и не делает его бесполезным. Мы, говорит апостол, никак "не уничтожаем закон верою", то есть учением об оправдании через праведность Христа, не дай того Бог, но закон утверждаем (Рим.3.31), ибо мы утверждаем, что люди оправдываются совершенной праведностью, которая целиком согласна с требованиями закона, и посредством ее закон возвеличивается и прославляется. Также она никак не препятствует исполнению его обязанностей, но дает наибольшие мотивы и побуждения к ним. Таким образом апостол, заметив, что мы не спасены по делам праведности, которые сотворили, но оправданы по благодати Христовой и сделаны наследниками в надежде вечной жизни, добавляет: "Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам" (Тит 3.8), то есть ты должен утверждать это без всякого сомнения или колебания, четко останавливаться на этом в служении и прививать это с той целью, чтобы уверовавшие "были прилежны к добрым делам". Ничего иного это учение привить и не может. Оно никак не склоняет ко греховной практике, ибо хотя Бог оправдывает нечестивого, но Он не балует его в нечестии. Праведность Христа оправдывает от всякого греха, но не оправдывает тех, кто коснеет во грехе.  Кроме того, вера, которая принимает это благословение от Господа и милость от Бога о спасении (Пс.24.5), есть то, о чем сказано, что люди оправдываются "верою, действующей любовью" (Гал.5.6), ибо дела благодати сопряжены с плодами праведности, проявлениями коей и являются добрые дела, без которых вера мертва. Тем не менее некоторые скажут, что хотя учение об оправдании верой - не учение распущенности, таковыми являются учения о вечном оправдании и вечном союзе. Это несколько другое дело, но многие люди и этого не понимают. Где здесь нашли сатанинское обаяние или влияние? Если оправдание только вмененной праведностью Христа без дел никак не может иметь дурного влияния на жизнь, то его более широкое понимание также не может иметь таких следствий, тем более что эти учения неизбежно вытекают из вечного избрания. Что касается нашего вечного единства со Христом, то это основа всех благих вещей, которые Христос сделал для Своих людей, всех благих даров Духа, действующего в них, и всех добрых дел, совершаемых ими, и поэтому оно никак не может породить дурных идей и практик.

7. Учение о свободном и полном прощении грехов по благодати и милосердию Божию через Кровь Христа и ради Него, а не за счет нашего покаяния и добрых дел, не может оказать никакого дурного влияния на действительно разумного грешника. Напротив, грех никогда не кажется настолько одиозным и крайне отвратительным, как в зеркале милующей любви, и душа никогда не стыдится его и не посрамлена больше, чем тогда, когда она сознательно и вполне удовлетворена тем, что Бог "простил ей все, что она делала" (Иез.16.63) и все прощено ей через Кровь Христа; также никто не будет столь глубоко, искренне и по-евангельски оплакивать грехи и смиряться пред Господом, как тот, кто взирает на Христа и видит все свои беззакония омытыми Его Кровью (Зах.12.10). Нет более могущественного средства привлечь людей отказаться от своих злых путей и дел и обратиться к Господу, чем мысль, что Он оказывает совершенную милость (Ис.4.7 KJV), и что цель, которую Господь возложил на Христа - это умилостивление за грех, обеспечение прощения и благословений в завете благодати Своей, и Он послал Христа, чтобы мы обрели все это через пролитие Крови Его, и провозгласил об этом в Своем Евангелии, чтобы мы могли Его Духом сердечно и искренне бояться Его и поклоняться Ему: "Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою" (Пс.129.4). Иначе это был бы рабский страх или страх бесовский, и грешники никогда не боялись бы с сыновним и благочестивым страхом, и не поклонялись в искренности и правде, если бы не было помилования благодатью и милости в Крови Христа; и можно ли быть настолько неискренним, чтобы злоупотреблять этим учением, так что поскольку Бог помиловал их, можно больше грешить против Него? Если есть люди, которые идут на грех, считая, что он заранее прощен, они явно показывают, что они никогда не имели истинного чувства греха, и помилование не было применено к ним.

8. Учение о том, что Бог не видит греха в своем народе, оспаривается как безнравственное и дающее свободу для греха, но на самом деле оно чисто и свято. Оно не означает, что грех не есть грех или что Бог не обращает внимания на грехи Своих людей. Хотя во Христа они считаются "святыми, непорочными и неповинными в Его очах" (Кол.1.22), однако они сами видят, что они имеют и делают много вещей, которые негодны и достойны порицания. Хотя Бог благодаря оправдани. не видит греха в них в силу Его правосудия,  Он видит их грехи в силу Своего всеведения. И если Он не видит греха в них с тем, чтобы осудить их, но Он обращает внимание на их беззакония и грехи с тем, чтобы обличить и наказать их.  "Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу" (Рим.8.1). Бог не имеет ничего против Своих людей потому, что они оправданы праведностью Христа и омыты в Его Крови, но Он имеет многое против них согласно Его провидению, в чем Он обличает их ради их же блага и Своей славы. Так говорит Христос церкви в Ефесе: "Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься" (Откр.2.4-5). Вот истина этого учения, и пусть каждый сам судит, можно ли считать его распущенным.

9. Учение о действенном призвании могущественной и неодолимой благодатью Божией никогда не может иметь никакой тенденции к тому, чтобы склонять людей к порочному образу жизни, ибо это призвание святое и к святости; оно внедряет в людей новые принципы благодати и святости, формирует их заново для Бога, делает новым творением и дает "облечься в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины" (Еф.4.24). Новые люди "созданы во Христе Иисусе на добрые дела", и им дана способность исполнять их на основе лучших принципов, лучшими способами и с лучшими целями.

10. Учение о конечной стойкости святых никогда не может быть поощрением безнравственности, ибо стойкость в вере и святости не может потворствовать греху. Также эта доктрина никак не делает ненужным использование средств благодати или же осмотрительность, заботу и бдительность к себе. Апостол Петр утверждает, что избранные по предвидению Божию и рожденные по Его благодати также "сохраняются силою Божией через веру ко спасению" (1 Пет.1.5), и увещевает их "препоясав чресла ума своего, быть трезвыми и надеяться до конца", чтобы быть святыми во всех делах и "в трепете проводить время странствия своего" (1 Пет.1.13,15-17). Это значит, что те. кто искуплены драгоценной Кровью Христа от суетной жизни, обязаны именно так относиться к этим вещам. И хотя для истинно верующих нет опасности упасть так, чтобы оказаться потерянными и погибнуть, однако, поскольку через слабость плоти, искушения сатаны и ловушки мира сего они могут упасть, обесчестив имя Божие, изранив свою душу и заставив претыкаться других, у них есть хорошие причины, если они думают, что стоят, беречься, чтобы не пасть (1 Кор.10.12). Это действительно так, при том что Дух Божий ведет святых в вере и святости до конца.   
Таким образом, мы видим, что учение о благодати чисто и невинно, оно никак не поощряет распущенность, но подлинная природа и замысел его - содействовать святости жизни, слова и мысли. Мы можем легко выдвинуть противоположное обвинение, ибо поощрение распущенности гораздо легче и обоснованнее для обратной доктрины. Если Христос искупил все человечество и каждого человека, то мирской грешник вполне может сказать: я тоже искуплен Кровью Христа, и должен быть спасен; позвольте мне жить так, как я хочу, ибо иначе Христос пролил Свою Кровь напрасно! Нам скажут, что хотя Христос умер за всех людей, но никто не может получить никакой пользы от Его смерти, кроме тех, кто уверует в Него и покается в своих грехах. Будь это так, это должно значить, что любой человек имеет силу верить и каяться, когда ему заблагорассудится, а потому неосвященный грешник вправе сказать: я наделен свободной волей, я могу поверить и покаяться когда захочу, а пока я буду грешить, потому что покаяться я еще смогу, и не сомневаюсь, что со мной все будет хорошо! Такое учение не может улучшить нечестивых людей, скорее оно побудит их продолжать жить в грехе и откладывать все проблемы на будущее. Грешник может сказать также: если человек действительно возрожден, он верит и кается, и он настоящее чадо Бога, но вместе с тем он падает и оступается, и тем не менее он может это состояние изменить, снова грешить и каяться и таким образом дойти до конца; и поскольку трудно сказать, когда я умру, я, пожалуй, пока побалую себя греховными удовольствиями, и это будет вполне мудро и разумно, ибо я смогу измениться и покаяться на исходе моих дней, это будет в моей власти, и я все равно наследую блаженную вечность! Так можно легко обвинять друг друга, но я говорю в данном случае о тех принципах и их последствиях, в которые обычно не верят, тогда как наши противники, как правило, винят нас в таких вещах, которые отвратительны нам.   

В заключение  скажу: давайте ценить ценность и достоинства учения о благодати и не обольщаться ложью на этот счет. Будем стоять в нем, блюсти его и подвизаться за него. Будем стремиться при содействии благодати Божией, чтобы наши слова и дела были поистине по Евангелию, и украшать учение Христово "таинством веры в чистой совести", и жить так, чтобы закрыть уста невежеству безумных людей, которые ложно обвиняют учение о благодати и клевещут на Самого Христа.