Основы Доктринального Богословия. О провозглашении и исполнении Завета Благодати. Книга 4 Глава 1. Джон Гилл
Богословие - Труды Джона Гилла


 

 Основа Доктринального Богословия

 

Книга 4 - Глава 1

 

О провозглашении и исполнении Завета Благодати

Разобрав грех и падение наших прародителей, и нарушение ими завета дел, и печальные последствия этого для них, и горестные последствиях того же самого для их потомков; вменение им греха и начало испорченной природы в них; и действительные грехи и преступления последовавшие от этого, и наказание надлежащее им: теперь я подошел к рассвету благодати для падшего человека, к раскрытию и применению Завета Благодати, и его благословений духовному семени Христа среди потомков Адама.

Я рассмотрел Завет Благодати в предыдущей части этого труда, как он был договором в вечности, между тремя божественными личностями, Отцом, Сыном и Духом; в котором каждая Личность согласилась выполнить Свою часть в плане спасения человека: и теперь я должен рассмотреть исполнение этого Завета в различные периоды времени, от начала мира и до его конца.

Завет Благодати является одним заветом на все времена, суть его - Христос; будучи данным "в завет для народа" (Ис 42:6), всего народа Божия, и Иудеев, и язычников, тот же самый "вчера", в Ветхом Завете, "и сегодня", в Новом Завете, "и во веки"; он - "Путь и Истина и Жизнь", единственный истинный путь к вечной жизни; и никогда не было никакого другого пути открытого людям со времен грехопадения Адама; не было и не будет дано никакого другого имени под небом, через которое человек может быть спасен.

Патриархи до потопа и после, до закона Моисея и под ним, до прихода Христа, и все святые после того, спасаются тем же самым способом, а именно: благодатью нашего Господа Иисуса Христа; и это есть благодать Завета, явленного в разные времена, различными способами.

Хотя Завет только один, существуют разные способы его исполнения; в частности два, один до прихода Христа, и другой после этого; что закладывает основание для различения между первым и вторым, Ветхим и Новым Заветами, описанному в послании к Евреям (Евр 8:7-8, 13; 9:1, 15; 12:24), поскольку под Первым и Ветхим Заветом, не имеют в виду Завет Дел, заключенный с Адамом, который был уже давно нарушен и отменен; поскольку апостол говорит о стареющем завете, готовом исчезнуть в свое время: Завет Труда не был ни первым, ни наиболее древним заветом; Завет Благодати, как вечный договор, был до него; но под этим подразумевается первое и наиболее древнее исполнение Завета Благодати, простирающееся от падения Адама, когда был нарушен Завет Дел, до прихода Христа, затем оно было заменено и упразднено другим исполнением того же завета, называемого, таким образом, Вторым и Новым Заветом.

Один мы обычно называем Божьим промыслом Ветхого Завета, а другой Божьим промыслом Нового Завета; для чего, кажется, имеются некоторые основания во 2 Коринфянам 3:6, 14 и Евреям 9:15; эти два завета, или скорее два разных исполнения одного и того же завета, представлены в виде аллегории двумя женщинами, Агарью и Сарой, рабыней и свободной, в послании Галатам 4:22:26, где подходяще описаны их природа и различие между ними.

И прежде чем я продолжу, я просто укажу на согласие и разногласие этих двух исполнений Завета Благодати.

 

1. Первое, Согласованность, существующая между ними.

1a. Они соглашаются, что действенной причиной является Бог: Завет Благодати, в своем оригинальном создании в вечности, это завет Бога, и поэтому назван Его заветом, созданным Им: "Я поставил завет -  не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих", Пс 88:4, 35 и где бы ни было проявление или провозглашение этого завета патриархам, как Аврааму, Давиду и прочим, он приписывается Богу: "И поставлю завет Мой между Мною и тобою - завет вечный положил Он со мною" (Быт 17:2; 2 Цар 23:5) так и Новый Завет, или новое исполнение завета, описано в такой же форме "Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет..." (Евр 8:8).

1b. В движущей причине; суверенная милость и безусловная благодать Бога подвигли Его заключить Завет Благодати с самого начала (Пс.88:3-4). И каждое проявление его в прошедшем исполнении является ярким тому подтверждением, и, таким образом, он назван "Милость с отцами нашими" через Свой "святой завет" (Лк 1:72), и должен был проявиться, в наибольшей степени, в приходе Христа, что приписывается "благоутробному милосердию [чуткой милости, прим. пер] Бога нашего", и что "благодать" и "истина", в изобилии, пришли через Него; и Завет Благодати назван так [благодать и истина], при Божьем промысле во времена Евангелия, чтобы отличаться от Божьего промысла во времена Закона Моисеева (Лк 1:78; Ин 1:17).

1c. В Посреднике; то есть во Христе; есть только один Посредник Завета Благодати, давайте рассмотрим каким промыслом это осуществляется; тот самый Христос, который при прежнем Божьем промысле был явлен, как Семя женщины, которое должно поражать голову змея и сотворить искупление вины, через Свои страдания и смерть, отмеченное искупительными жертвами, по закону; Примиритель, Мирный, Миротворец, живущий Искупитель Иова, и всех верующих в Ветхом Завете. Моисей тоже действительно был посредником, но только подобным настоящему. Поскольку "един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус"; и никогда не было другого, и Он - Ходатай "нового завета" (1 Тим 2:5; Евр 12:24).

1d. В объекте действия этих заветов, или исполнениях Завета Благодати, то есть избранных Божьих, которым принадлежат благословения этого Завета. Первоначально Завет Благодати был заключен с избранными Богом во Христе; и, в соответствии избранию благодати, духовные благословения Завета были даны сынам человеческим (Пс 88:4; Еф 1:3-4), так что они были даны при прежнем промысле, от начала мира, семени женщины, в отличие от семени змея; остатку в соответствии с избранием благодати среди Иудеев, детям обетования, которые были приняты как семя; и избрание или избранники получали благословения Завета во все времена, и при нынешнем промысле еще более обильно и в большем количестве.

1e. В благословениях; они те же при обоих исполнениях Завета. Спасение и искупление Христом - это великое благословение, предложенное и полученное как  при одном, как и при другом исполнении (2 Цар 23:5; Евр 9:15). Оправдание праведностью Христа, о чем Ветхозаветная церковь знала и во что верила, как и Новозаветная (Ис 45:24-25; Рим 3:21-23). Прощение греха через веру во Христа, о чем свидетельствовали все пророки; святые древности и современности имели это успокаивающее благословение (Пс 31:1, 5; Ис 43:25; Мих 7:18; Деян 10:43).

 

Рождение свыше, духовное обрезание, освещение, были таковы, что люди принимали в них участие и при первом, и при втором исполнении Завета (Втор 30:6; Фил 3:3). Писатели Ветхого Завета получили откровение о вечной жизни, как и писатели Нового; и в нее верили, ее искали и ожидали святые при первом промысле и при втором (Ин 5:39; Евр 11:10, 16; Иов 19:26-27). Вкратце: и они и мы едим один духовный хлеб и пьем одно духовное вино, поскольку "пили из духовного последующего камня; камень же был Христос" (1 Кор 10:3-4)

2. Второе, в некоторых вещах есть несогласие между этими двумя исполнениями Завета Благодати.

2a. При первом исполнении святые смотрели в будущее на Христа, которому должно было прийти, и к тем благам, которые должны были прийти через него, и они ждали, надеялись и страстно желали возрадоваться в этих благах; но при втором, новом исполнении верующие смотрят в прошлое, на пришедшего Христа, пред их глазами он очевидно явлен в Слове и Таинствах, как распятый и убитый; и они смотрят на благословения Завета, как принимающие в них участие через Него; в мире, прощении, замещении, праведности, искуплении и спасении, как соделанных и законченных.

2b. Существует большая ясность и очевидность при одном исполнении, чем при другом; Закон был только тенью будущих благ; он, по меньшей мере, только показывал их очень слабый образ. Была некая неясность прежнего Божьего промысла, обозначенная покрывалом на лице Моисея, когда он говорил детям Израиля; так что они не могли понять до конца того, что должно было быть упразднено; тогда как, верующие при нынешнем Божьем промысле с лицом без покрывала, с лицами не покрытыми, видят, как в зеркале, славу Господа ясно и понятно (Евр 10:1; 2 Кор 3:13, 18), тогда, по сравнению, была ночь, сейчас же день в разгаре; пришел день и тени изгнаны и удалены.

2c. Существует больше духа свободы, и меньше уз, при одном, чем при другом; святые при одном мало отличались от слуг, будучи в узах под стихиями мира; но при другом, Христовы - вольные люди, не принимающие снова духа уз, чтобы бояться; но духа усыновления, взывая Авва, Отче; который есть вольный дух, приносящий с собой освобождение; и поэтому два разных исполнения Завета знаменуются, один Агарью, рабой, потому что порождает для уз, и те, кто был при нем становились рабами; и другой Сарой, вольной женщиной, символизирующей Иерусалим, которая свободна и мать всем нам (Гал 4:1-3, 24-26; Рим 8:15).

2d. Существует большее и более обильное излияние Духа, и Его даров и милостей, при одном чем при другом; более великая доля благодати, и духовного света и знания были обещаны, как - то, что будет передано при новом и втором исполнении Завета; и по благодати, во всей полноте и истине, во всей своей ясности и очевидности, "произошли чрез Иисуса Христа" (Ин 1:17; см. Иер 31:31-34).

2e. Нынешнее исполнение Завета простирается к большему количеству людей, чем прошедшее. Язычники были чуждыми заветам обетования, не имели ни знания, ни применения обетований и благословений Завета Благодати, кроме некоторых исключений то здесь то там; но теперь благословение Авраама пришло к язычникам, и они сонаследники тех же благ и привилегий, и участники обетований во Христе через Евангелие (Еф 2:12, 3:6; Гал 3:14).

2f. Современное исполнение Завета Благодати будет продолжаться до конца мира; оно никогда не уступит место другому, и не передаст преемственности следующему; оно есть и останется, и в отличие от того, что ушло, сильно превосходит его в славе: церемониальный закон, под которым предыдущий завет был исполняем, существовал "только до времени исправления", пока Христос не пришел, и был Его предшественником; "Закон и пророки до Иоанна", предвозвестника Христа - их Венца (см. 2 Кор 3:11; Евр 9:10; Лк 16:16).

2g. Их таинства различны. Первый завет имел обряды божественного служения; но они, по сравнению, были плотскими и мирскими, в лучшем случае подобием и тенью, и слабым представлением божественных и духовных вещей; и должны были продолжаться только до времени, и потом должны были быть стряхнуты и удалены, чтобы другие таинства заняли их место, непоколебимые, но остающиеся до второго пришествия Христа; и в которых более ясно и очевидно явлен Он и благословения Его благодати (Евр 9:1, 10; 12:27).

2h. Хотя обетования и благословения благодати при обоих исполнениях одинаковы, но они по разному явлены; при прошлом Божьем промысле, не только более смутно и скрыто, и через мирские вещи, как через землю Ханаанскую, и внешние ее милости; но при нынешнем, как более ясно и понятно, так и более духовно и открыто, поскольку они [проявления Завета] сами по себе духовны, небесны и божественны; и распространяются более свободно, и без каких-либо условий, и так названы - лучшими обетованиями, как и исполнение Завета, в котором они явлены, - лучшим заветом; Бог "предусмотрел" для Новозаветных святых "нечто лучшее", по меньшей мере, явленное лучшим образом; что Ветхозаветные святые не могли бы достигнуть совершенства без этого (Евр 8:6; 7:22; 11:40).